Корпоративная архитектура государства
Корпоративная архитектура может иметь атрибутное, фактическое и функциональное значение.
- Корпоративную архитектуру - в атрибутивном подходе - можно понимать как совокупность свойств конкретной организации (и отношений между ними), необходимых для обеспечения реализации ее миссии. Поэтому корпоративная архитектура является неотъемлемым атрибутом любой организации, причем архитектура одной организации лучше, а другой хуже. Качество корпоративной архитектуры можно рассматривать в контексте эффективности реализации существующих стратегических целей рассматриваемой организации.
- Корпоративная архитектура - в физическом смысле - может быть определена как формальное представление (документация) свойств организации. Этот подход представлен, например, в документе «Практическое руководство по архитектуре федерального предприятия» . Корпоративная архитектура определяется в нем как стратегический информационный ресурс организации, в рамках которого определяются миссия организации, информационные и технические ресурсы, необходимые для выполнения этой миссии, и процесс перехода, направленный на внедрение новых технических решений в ответ на стратегические изменения в организации. Корпоративная архитектура включает базовую архитектуру - известную в литературе как «как есть», она применяется как к деловой, так и технической части, целевую архитектуру - называется в литературе «Быть» и план перехода, который представляет собой стратегию изменения организации при преобразовании ее архитектуры, в ссылку на целевую архитектуру.
- Еще один подход к корпоративной архитектуре - функциональный подход - предложен The Open Group (консорциумом, который создает стандарты в области ИТ) - как программа действий, поддерживаемая соответствующими инструментами, благодаря которой можно согласованно координировать различные аспекты организации.
Исходя из этих соображений , корпоративную архитектуру государства можно определить как инструмент (механизм) стратегического управления трансформацией государства, осуществляемой с помощью информационных технологий (то есть цифрового преобразования), основанных на моделях и архитектурных принципах. В то же время трансформация самого государства может происходить посредством осуществления конкретных мероприятий, которые могут иметь стратегический или улучшающий характер.
Корпоративная архитектура государства может быть выражена двумя способами, а именно:
- корпоративная архитектура на стратегическом уровне , сфокусированная на ваших ключевых проектах, их изменениях во времени и взаимосвязях между ними (она включает как архитектурные модели на высоком уровне обобщения (включая методы их производства), так и механизмы архитектурного надзора); здесь следует отметить, что эти начинания должны восприниматься не только через призму ИТ - в частности, они могут иметь законодательный, организационный и ИТ характер.
- каскад архитектур (от стратегического уровня - стратегическая архитектура для всего государства, через отдельные сегменты функционирования государства, до архитектуры отдельных ключевых потенциалов), включая государственное управление (правительство и местное правительство) - с архитектурами более низкого уровня должны согласовываться с архитектурами более высокого уровня.
В то же время можно указать на три определяющих фактора корпоративной архитектуры государства:
- Корпоративная архитектура государства - это не собрание даже лучших моделей и описаний, а механизм [инструмент], поддерживающий принятие рациональных решений в общественных организациях с учетом общих (целостных) потребностей цифровой трансформации государства.
- Корпоративная архитектура государства позволяет разрушить «китайскую стену» между подразделениями государственного управления и отойти от «польского ведомственного».
- Корпоративная архитектура государства должна восприниматься не как атака на самоуправление, а как поддержка органов местного самоуправления, чтобы обеспечить согласованные действия и рационализацию государственных расходов.
Развитие государственной архитектуры представляется необходимым шагом на пути изменения механизмов государственного управления компьютеризацией и эффективной реализации цифровой трансформации общественных организаций . Этот тезис может быть поддержан заявлениями, которые попадают в Мнение Польского общества обработки информации для комитета национальной экономики Сената Республики Польша о состоянии работ по компьютеризации государства, представленных в мае 2011 года:
« Вызывает сожаление тот факт, что предыдущие попытки управлять компьютеризацией состояния в значительной степени абстрагировались от [текущих] тенденций и проблем, а инструменты планирования, использовавшиеся до сих пор, потерпели неудачу ».
Далее эксперты Польского общества обработки информации заявляют:
« По мнению Польского общества обработки информации, существующая модель компьютеризации государства исчерпала все его возможности и требует замены новой формулой, которая позволит ему решать задачи, стоящие перед страной». Формула, в которой внедрение информационных технологий будет тесно связано с изменениями в государственном управлении и изменениями в организации процессов государственного управления. Любые попытки дезинфицировать существующую модель не принесут ожидаемых результатов ».
Развитие: проф. SGH, доктор хаб. Анджей Собчак.