Три польских барьера

Общество без элиты дрейфов. Барьер культуры и политической практики является наиболее серьезным препятствием на пути развития страны в перспективе ближайших десятилетий.

В течение периода современности (иными словами, начиная с промышленной революции) история развития Польши, или, точнее, польских земель, определялась, с одной стороны, трудоемким преодолением унаследованных барьеров и ограничений, а с другой - возможностями и угрозами, создаваемыми внешней международной средой. Это будет похоже в ближайшие десятилетия.

В течение этого периода, кроме трагических времен войн, были периоды более быстрого и медленного развития. Темпы и направление изменений были преимущественно внешними (например, развитие текстильной промышленности на российском разделе или польских верфей в рамках СЭВ, т.е. экономическая организация Советской империи). В межвоенный период возрожденное польское государство взяло на себя инициативу по модернизации Польши, но времени было слишком мало, а внешние и внутренние условия были слишком сложными, чтобы компенсировать возрастную отсталость ведущих европейских стран.

Гомулка: будущее Старого Света

На этом историческом фоне почти 30-летний период после 1989 года рассматривается как серия ранее неизвестных экономических успехов. Чтобы в полной мере осознать это, стоит обратиться к книге Чемпиона роста Европы, опубликованной в этом году издательством Oxford University Press, в которой представлена ​​анатомия этого успеха, которая измеряется тем фактом, что около 30 процентов ВВП "пятнадцати" «На душу населения ЕС в 1990 году, в 2017 году Польша достигла уровня 57 процентов, а масштаб реального потребления составил 70 процентов. средний в зоне евро. Как утверждает Пиньковский, это уникальный успех в глобальном масштабе, даже по сравнению с «азиатскими тиграми».

Есть много причин экономического успеха польских преобразований. Что особенно важно, стоит упомянуть:

- высокое участие частного сектора в создании ВВП в последние годы коммунизма;

- частые экономические миграции поляков на запад и, как следствие, значительные частные сбережения в «твердой» валюте в качестве источника начального капитала;

- быстрый и радикальный контроль над инфляцией, разумная денежно-кредитная политика, здоровая банковская система под контролем государства;

- высокая квалификация, производительность и относительно низкая заработная плата работников;

- процесс приватизации, который привел к преобладанию иностранного капитала и местного предпринимательства над политически укоренившимися «олигархами»;

- высокий уровень поглощения фондов ЕС и общая хорошая экономическая ситуация в Европе, особенно в Германии;

- верховенство закона и относительно низкий уровень коррупции по сравнению с другими странами региона (см. Венгрию или Чешскую Республику, не говоря уже об Украине);

- быстрый рост уровня образования.

Однако прежде всего мы обязаны своим успехом прагматичной и прореформенной политике сменяющих друг друга правительств, которые, следуя друг другу в результате демократического процесса, в значительной степени исправили ошибки своих предшественников. Конечно, это могло бы быть лучше, и вы можете легко перечислить важные недостатки в каждом из этих пунктов. Но, несомненно, общая трансформация была для нас лучше, чем в других странах региона.

Хотя текущую экономическую ситуацию в стране можно охарактеризовать как хорошую, нетрудно заметить, что вышеупомянутые источники прошлых успехов теряют свою актуальность и значимость, обречены выходить во времени или не соответствуют уже достигнутому или желательному уровню развития.

Поэтому нам необходимо взглянуть на эти препятствия на пути развития, с которыми мы столкнемся в ближайшие десятилетия в перспективе 2050 года.

У меня будет соблазн обсудить три из них. Показательно, что они носят социальный характер. Можно сказать, что это «социальная цена» за экономический успех, который является своего рода первичными барьерами - потому что он приводит к жестким ограничениям, чаще всего упоминаемым экономистами: демографические, энергетические, капитальные, технологические и другие.

Первым барьером, который может помешать дальнейшему развитию, является барьер стремления или, точнее, соблазн быстро и легко реализовать его. В обществах, где уровень и качество жизни быстро растут, с неизбежным расслоением, заметен экономический успех, который усиливает чаяния, а иногда и зависть. Кроме того, это увеличивает возможность непосредственного наблюдения за более богатыми частями Европы.

Важные слова об этом предмете великого летописца Яна Длугоша доходят до нас уже с пятнадцатого века: «Если разные народы характеризуются различными качествами и пороками, польская нация склонна к ревности и обману». Они являются мощным политическим топливом.

Устремления могут быть фактором развития, при условии, что они реализуются через работу, предпринимательство, повышенную эффективность. Однако если политики в поисках поддержки решают быстро реализовать растущие чаяния с помощью обширной и дорогостоящей социальной политики (например, безусловных денежных льгот или привилегий), финансируемой жесткими бюджетными обязательствами, то даже достижения положительных результатов в краткосрочной перспективе, в долгосрочной перспективе они создают барьер для развития. Во-первых, они ослабляют мотивацию к работе и готовность активно участвовать на рынке труда, а во-вторых, особенно в условиях высокой задолженности, они подвергают экономику риску шока в случае экономического спада, особенно внешнего, и необходимости финансировать «благосостояние» за счет чрезмерного долга или инфляционного налога.

Искушение действовать таким образом, назовем его «греческим искушением» (не сказать «венесуэльским»), особенно проявляется во времена процветания. И это наш текущий случай.

Наша экономика сильно зависит от международной ситуации, особенно европейской. Он подвержен неизбежным колебаниям, которые в последнее время труднее прогнозировать из-за политических факторов, таких как брексит или коммерческая политика американской администрации. В ближайшие десятилетия, безусловно, будут «понижательные залпы». Вы должны быть к этому готовы, накапливая излишки бюджета и надежные резервы.

Второе - это барьер доверия. Социологические исследования неизменно показывают, что на протяжении многих лет уровень доверия к нашему обществу катастрофически низок - более чем в четыре раза ниже, чем в скандинавских странах. Это явление имеет как минимум два основных измерения: доверие к государству и институтам в целом, а люди доверяют друг другу.

В течение веков, предшествовавших разделам, польское государство становилось все слабее и все более и более неумелым. Таким образом, это не повысило доверие граждан. Идеалом была «золотая дворянская свобода». Восстановление государственности в 1918 году привело к созданию сильного и хорошо организованного и даже репрессивного государственного организма, который был предметом патриотического культа, и это государство полностью провалилось в 1939 году, оставив граждан жестоким оккупантам. и, в течение десятилетий, только ради собственной и непосредственной находчивости, и даже те, кто никогда не слышал о драме пути, знают от бабушек и дедушек и родителей, что вы не можете рассчитывать на государство.

Такое отношение сохранилось в Польской Народной Республике, что привело к экономической самообороне общества через поколения прывациарцев, сталкеров, торговцев, бигуди, туристов и т. Д. Они познакомили нас с рыночной экономикой. Но хитрый менталитет выжил в свободной Польше. Государство пытается бороться с этим, умножая положения, контроль, гарантии, репрессии более или менее эффективно, хотя и часто оправданно, как в случае борьбы с налоговым мошенничеством.

В результате взаимное недоверие между государством и бизнесом, государством и гражданином не уменьшается, а иногда даже возрастает, особенно когда субъектом политической игры становится система правосудия. Результатом является не только бюрократизация, которая прогрессирует, несмотря на многочисленные декларации, связанные с бизнесом, усложняющие и задерживающие бизнес-процессы, но также ограничивающая частные инвестиции и отток капитала из Польши. Выражением недоверия государства к рынку, предпринимательству и предпринимателям является тенденция «национализировать» или взять на себя владение и управление другими компаниями или даже целыми отраслями промышленности - архаичная концепция межвоенного периода, которая ставит под угрозу эффективность использования ценных ресурсов посредством прямого импорта политики в Современные государства имеют гораздо более точные и тонкие механизмы экономического воздействия.

Недостаток доверия между людьми приводит к негативным последствиям как в социальной жизни, так и в бизнесе. В общественной жизни недоверие приводит к слабости гражданского общества и неправительственных организаций, которые все еще очень вяло, хотя в последнее время и сильнее, выступают против политиков, бюрократии и бизнеса, борющихся за свои групповые интересы.

В сфере бизнеса недоверие является препятствием для развития, поскольку оно мешает альянсам и слияниям компаний, а также превращает семейные предприятия в компании, финансирующие на фондовой бирже. Вот почему существует мало шансов для появления региональных гигантов в Польше, не говоря уже об игроках в глобальном масштабе.

Третий барьер часто обсуждается и анализируется политическим барьером. Жесткая политическая борьба и неспособность достичь межпартийных компромиссов и соглашений имеют давнюю традицию в Польше, достигшей конца Первой Польской Республики (сарматов против Просвещения космополитов), разделений (романтиков против позитивистов) или Второй польской республики (endecs против Piłsudczycy и социалистов). Причина в глубоком и эмоционально пережитом мировоззрении и идеологических разногласиях.

В настоящее время в польской политике преобладает столь же глубокое и эмоциональное разделение на «ПиС и анти-ПиС». У него также есть глубокие корни, которые, к сожалению, не являются предметом столь же серьезных дебатов, как между романтиками и позитивистами, так и в Галиции между станцами и мессианистами.

Влияние глубины разногласий и ожесточенных конфликтов заключается в отсутствии преемственности в государственной политике. Каждый последующий политический вариант обесценивает и разрушает достижения предыдущих и, конечно, в нем полностью упоминается персонал, даже если он не всегда менее квалифицирован, но, безусловно, менее опытен и не имеет надлежащих капитальных контактов. Это отрицательно сказывается на функционировании государства в международной среде (в том числе в экономическом измерении) и снижает его престиж, выталкивая их на дальние западные периферии Запада. Однако, прежде всего, отсутствие политической преемственности делает невозможным осуществление долгосрочной политики, рассчитанной на десятилетия в таких ключевых областях, как энергетика, окружающая среда, образование, наука или оборона.

Последующие политические потрясения и кадровые чистки разрушают естественные процессы создания деловой, политической, интеллектуальной и даже художественной элит. Лучшим примером этого процесса может быть ликвидация последовательных правительств учреждений государственной службы, потенциально стабилизирующих государственное управление на центральном уровне. Общество без элиты дрейфов. Барьер культуры и политической практики является наиболее серьезным препятствием на пути развития страны в перспективе ближайших десятилетий.

Конечно, только фея сможет ответить на вопрос о том, как мы будем бороться с барьерами развития, обсуждавшимися выше в ближайшие десятилетия. Возможны как оптимистичные, так и пессимистичные сценарии. Единственное, несомненно, что нам придется с ними столкнуться и что в этом противостоянии, как всегда в истории Польши, многое будет зависеть от внешних условий, как геополитических, так и экономических.

профессор Анджей К. Косминьский - создатель и первый ректор Козьминского университета. В настоящее время она является ее президентом и председателем попечительского совета.

Похожие

Массовая гибель польских аистов в Болгарии
ВНИМАНИЕ: DRASTIC Даже сотни аистов из Польши могли погибнуть во время их миграции в теплые страны. Мертвые птицы были найдены на юге Болгарии. Жуткое открытие было сделано орнитологами из Велькопольска, которые следовали по пути миграции птиц из Польши в южные страны. Вы хотите
... три раза больше женщин покупают, чем в других аптеках (от 31 до 91 процента), для мужчин это еще ...
... три раза больше женщин покупают, чем в других аптеках (от 31 до 91 процента), для мужчин это еще большая диспропорция (от 15 до 90 процентов). Вообще говоря, покупки в сети Rossmann совершаются большинством населения без каких-либо явных социально-демографических различий. Тем не менее, в большинстве других каналов сбыта преобладают молодые польские женщины. Это заметно уже в других аптечных сетях. В сети Hebe покупки составляют 31 процент. женщины, в том числе 41 процент женщины в возрасте
Сделки с Amazon опрошены налоговыми органами
... три Сообщества, но транзакция должна быть признана внутренним покупателем товаров. По словам Закон об НДС по приобретение товаров внутри Сообщества вознаграждение также означает перемещение товаров налогоплательщиком налога на добавленную стоимость или от его имени, принадлежащих налогоплательщику,
Три способа сделать инвестиции в золото в 2018 году окупились
... три, на мой взгляд, самые простые и лучшие возможности с точки зрения польского инвестора со всеми их плюсами и минусами. На момент написания спотовая цена на золото составляла 1280 долларов США за унцию, что составляет 4600 злотых по курсу доллара на 20.10.2017. Спотовая цена - это сумма, по которой теоретически в данный момент вы можете купить золото по цене, устанавливаемой каждый день на бирже металлов. Это цена самого слитка, в которой нет дополнительных
Интерактивные истории Netflix
Netflix решила перенести популярную много лет назад книгу параграфов прямо на сайт VOD и представляет «Интерактивные истории: сочетание видео с видеоигрой». Дети, наблюдая за сказками, смогут выбирать, что будет с их любимыми героями. Новая идея Netflik сразу же ассоциирует меня с параграфами, история которых восходит к 1960-м годам. Из моего детства я вспоминаю книгу об Атлантиде, в которой в конце каждой главы мне приходилось принимать решение. В результате
Чем больше камер - тем лучше? Тест смартфонов с двойным фотомодулем
Число моделей смартфонов с двумя основными или фронтальными камерами за последний год превысило сотню. И эти модели относятся к разного ценового диапазона: от бюджетных за 1500 грн до супердорогих флагманов типа Samsung Galaxy S9 + и Apple iPhone X. Но стоит гоняться за такими аппаратами? Какие преимущества дает двойная камера и предоставляет вообще? Мы решили проверить на практике.
Xbox One против Xbox 360 - пора ли обновиться?
... три года, и стоит подумать об обновлении с Xbox 360, если вы еще не сделали этого. Microsoft неуклонно добавляет новые функции в свою последнюю консоль, и теперь она работает под управлением Windows 10, что делает ее мастером на все руки, мастером некоторых. Где в свое время Xbox 360 затмил Xbox One Когда дело дошло до мультимедийных возможностей, новая консоль стала сильнее. Еще более захватывающим является
Инвестирование в золото 2019
... трицала удовольствие от покупки арендованной земли. Когда в 1950 году наступил кризис и гиперинфляция, сбережения в жизнь превратились в бумаги, единственной функцией которых было зажечь печь. Если бы прабабушка продолжала копить на золото, сбережения всей семьи вместо того, чтобы ломаться - накапливались. В прошлом экономические знания было трудно получить. Сегодня вы можете получить его, читая экономические блоги или
Но стоит гоняться за такими аппаратами?
Какие преимущества дает двойная камера и предоставляет вообще?
Xbox One против Xbox 360 - пора ли обновиться?