Петржалка ценит историю
Опубликовано: 28.10.2023
Петржалка ценит историю
Дата публикации: 27 июля 2018 г.
Строительство укреплений (бунтеров) началось примерно в 1930-х годах и было реакцией на экспансию Гитлера и его последователей. В Словакии было построено несколько сотен оборонительных сооружений, которые входили в состав укреплений, простиравшихся от Остравы через Северную и Южную Моравию до Словакии и Закарпатской Украины (тогда входившей в состав Чехословакии) и образувших единые участки обороны. Однако не все объекты сохранились. Те, которые мы еще можем найти сегодня, расположены в долине реки Моравы, в Комарно, а также здесь, в Братиславе. Единственная комплексная система расположена в Петржалке, а бункеры копируют государственную границу. Они начинаются в Карловых Варах, проходят вокруг пограничного перехода Берг, жилых массивов Копчаны и Луки, хорватского рукава и снова заканчиваются на Дунае. Поскольку Петржалка чтит исторические события, связанные с нашей частью города, мы пообщались с главными действующими лицами восстановленных памятников культуры.
Мирослав Коширер, ОЗ Спасём бункеры Буревестников
Сколько бункеров у нас на Петржалке?
Первоначально в Братиславе было 15 бункеров. На данный момент их у нас 13, так как некоторые из них были разрушены при строительстве трассы. Каждый бункер имеет свое имя, например. Штерковиште, Мулда, Пасека, Ланы, Врба, Грбитов, Цвичиште и другие. По понятным причинам названия бункеров даны на чешском языке. У нас есть три реконструированных бункера на Петржалке, куда люди могут прийти и посмотреть. Конечно, было бы идеально отремонтировать их все и на опыте донести историю Петржалки до молодых и старых. К сожалению, все не так просто…
Как вам удалось отремонтировать бункер?
Сначала я обнаружил военное кладбище, которое находилось в запустении. Я сам убрал останки некоторых солдат... Позже мы опубликовали в «Вечернике» статью «Кладбище на краю света», и через полгода послы дошли до этой информации. Далее последовал сбор средств на его ремонт. Я, как фотограф, постепенно снимал его реконструкцию во время ремонта и планировал сделать из них выставку. Прогуливаясь там, я обнаружил заросший бункер, где собирались наркоманы. Мы их выкинули оттуда, бункер почистили, я сделал 150 фотографий с реконструкции кладбища, натянул шпагат, прикрепил к ним фотографии степлерами, и выставка в аутентичном окружении готова. И она имела большой успех.
Кому принадлежал бункер и как он вам достался?В то время, когда я нашел бункер, он не был ничьей собственностью, никто на него не претендовал, даже «армия». Поэтому я договорился с коллегой, что мы организуем волонтерскую акцию и отремонтируем бункер, ведь это часть нашей истории. Мы основали гражданское объединение «Спасем Петржальские бункеры», вложили собственные финансовые ресурсы и время, и был создан музей истории чехословацкой армии, ориентированный на образование детей и молодежи. После того, как все было исправлено, «армейцы» позвонили, что бункер их. И поэтому нам пришлось купить его у них.
Есть идеи, как могут работать бункеры с петрушкой?
Мое видение состоит в том, чтобы построить что-то похожее на то, что есть, например, в Нормандии – комплекс музеев, ориентированных на определенную территорию, которые ежегодно привлекают тысячи посетителей. Это принесет пользу не только школам и жителям, но также поможет туризму. Я также хотел бы отремонтировать бункер № 1. 13, потенциал которого можно очень хорошо использовать. К сожалению, с финансовой и юридической точки зрения на данный момент это невозможно.
Помогает ли вам городской округ с ремонтом или деятельностью, которую вы проводите в бункере?
Петржалский район является членом нашего общественного объединения. Мы очень рады, что мэр Владимир Баян включился и нам очень помог. Он освещал или организовывал многие наши мероприятия. Он привлек к нам известных личностей, даже американского посла. Он поддерживает инициативу не только нашей ассоциации. Благодаря ему бункер работает отлично и сегодня к нам приезжают не только отдельные лица или семьи с детьми, но и учащиеся детских садов, начальных и средних школ. И должен констатировать, что тема бункеров их очень интересует.
Есть ли какое-нибудь интересное суеверие, связанное с бункером?Да, говорят, что когда молодая пара приходит посмотреть на закат в бункер, они поженятся через год и день. То же случилось и с моей дочерью, и со многими знакомыми, даже с Ярославом Густафиком, который, как говорят, из «Старо Петржалчана».
Это правда, что Ева Браун была в вашем бункере?Это правда, Ева Браун и Гитлер действительно были там. Это нам подтвердил один солдат, который некоторое время находился в бункере. И фотография, на которой запечатлена Ева, тоже служит документом.
Наконец, расскажите нам, сталкивались ли вы с приятным или забавным инцидентом, связанным с бункером.
Однажды сюда пришли четверо студентов: одна девочка и трое мальчиков. Им может быть от 12 до 14 лет. Видимо, они были в нашей школе, и она им очень понравилась, поэтому они пришли посмотреть еще раз. «Дядя, мы снова приехали на прием, но денег у нас нет, потому что мы еще не зарабатываем», — сказали они мне. «Так что вы можете поработать над этим здесь», — сказал я, передавая им инструменты для модификации бункера. Я знал, что мне все равно придется это исправлять (они были еще детьми), но мне хотелось, чтобы они могли приложить свои руки к работе и гордиться тем, что помогли доброму делу. После работы я вручил им боевую награду – они получили значки. Вы не поверите, как они были счастливы. И я с ними.
Иван Яниш, OZ B-S 6 Врба
Расскажите о бункере «Ива».
Первоначально эти объекты назывались защитными укрытиями или пехотными срубами. Однако все называли их просто бункерами. В 1933–1936 годах были построены типы Шнейдарек, а позже, в 1937–1938 годах, типы ŘOP. За строительство нашего бункера отвечал генерал Йозеф Шнейдарек, и он был построен в 1934 году. Название было дано B - место, где он находился - Братислава, S - пост, 6 - порядковый номер здания и "Врба" - имя обложки. Бункер Б-С 6 Врба был построен 4-м инженерным полком из Братиславы. Бункеры никогда не строились по какому-то шаблону, и каждый такой объект уникален и нетипичен.
На сколько человек рассчитан бункер?
Первоначально он был построен примерно на 10 человек. Командир объекта обычно был капралом и общался с «коллегами» с других объектов через телефонную сеть.
Как у вас появился собственный бункер?
После Второй мировой войны армия позаботилась о бункерах и более или менее поддерживала их. Поворотный момент произошел в 2000 году, когда армия решила продать бункер как лишнее имущество за символическую сумму в 1 ск. Однако бункеры никого не интересовали, а мы были еще очень молоды и вообще не интересовались бункерами. Конечно, пехотные казармы постепенно приходили в упадок, их разворовывали, сюда вселялись бомжи, наркоманы... Перемена наступила в 2009 году, когда фотограф решил организовать фотовыставку в бункере Б-С 8 Гржитов. В связи с большим интересом посетителей на нем начали проводиться работы по реконструкции, к которым присоединились и мы. Изменения, через которые прошел бункер, были неузнаваемы. Позже мы совместно основали бункеры OZ Zaráňme přetržalské. А так как название ОЗ уже предполагает, что в Петржалке есть несколько бункеров, я решил вместе с четырьмя другими друзьями, что мы спасем еще один. И это была наша Врба.
Не возникло ли у вас проблем с реконструкцией или имущественным заселением здания?
Не с реконструкцией как таковой, а с покупкой объекта. Мы начали все сначала. Мы спросили у властей, что мы хотели бы отремонтировать еще один бункер, на что они ответили, что мол: «Кто угодно может сказать, что они отремонтируют бункер». И поэтому нам пришлось снова основать новое гражданское объединение, на этот раз под названием ОЗ Б-С 6 Врба. Мы почистили здание, покрасили его, добавили дерева и стали ждать, пока оно станет нашим. Когда все было сделано, пришел эксперт и составил для властей смету. Мы аргументировали прилагаемую фотодокументацию, чтобы учитывать исходное состояние, а не то, что мы вложили в него из собственных средств. Он сказал ок. Наконец, военная полиция пришла сообщить нам окончательную сумму — 4590 евро. Мы не могли поверить своим глазам. Объект, который предлагался за 1 крону, нам предложили почти за пять тысяч евро. И поэтому нам пришлось собирать деньги. Один он одолжил в банке, другой взяли в долг его родители, и мы с нетерпением ждали, когда бункер станет нашим. Ошибка! Лишь в последний момент нам сообщили, что бункер выставлен на аукцион, а его стартовая цена составляет 4590 евро. У нас не было другого выбора, кроме как принять участие в виртуальном аукционе. Во время этого у нас буквально текли нервы. Соперник на аукционе постоянно делал ставки в последнюю минуту. В конце концов, в последнюю минуту нам удалось добавить 500 евро. Сумма за наш бункер на тот момент составляла уже 7000 евро. И мы победили. Объект принадлежал нам и мы стали его счастливыми владельцами.
Каковы эксплуатационные расходы?
Эксплуатационные расходы составляют около 1500 евро, включая стоимость бензина для генератора, арендную плату за землю, налог на имущество, различные предметы старины, которые мы также находим в Интернете, покос травы вокруг земли и многое другое.
Земля под вашим бункером принадлежит церкви. Почему это не твое?
Несколько раз мы умоляли церковь продать нам землю под бункером и вокруг него или хотя бы отдать ее нам в долгосрочную аренду. Видимо, это невозможно. Нам его могут дать максимум на три года. Что для нас ситуацию совершенно не решает, так как мы даже не можем просить различные субсидии, фонды и т. д., из которых мы могли бы снова вкладываться в ремонт или оборудование бункера.
Что вас больше всего волнует?
Бункер «Верба» как наше детище. Мы заботимся о нем и радуемся каждому прогрессу, каждому новому современному объекту. И, конечно же, нас очень радуют посетители, будь то отдельные лица или группы, в течение года или в рамках «Ночи музеев» и «Ночи фонарей».