Содержание и задачи планирования на предприятии

Опубликовано: 06.09.2018

видео Содержание и задачи планирования на предприятии

Содержание и виды планирования. Урок 63

Виды и задачи планирования деятельности предприятия

Социалистическая экономика представляет собой единый народнохозяйственный комплекс, основу которого составляет существенная собственность на средства производства. Организационная основа успешного функционирования всего народнохозяйственного комплекса — государственные планы экономического и социального развития — долгосрочные, пятилетние, годовые.


Тема 5 Планирование на предприятии ч 1

Необходимость планового ведения хозяйства при социализме диктуется общественным характером процесса производства, объединяющего десятки миллионов людей, требованиями соблюдения определенной пропорции между различными и взаимосвязанными частями и отраслями народного хозяйства, короннации отдельных элементов экономики.


29 Виды планирования

Динамические темпы развития экономики СССР, расцвет культуры, укрепление обороноспособности Родины, появление благосостояния народа — результат реализации экономической политики КПСС при помощи государственных народно-хозяйственных планов, отражающих преимущества социалистической системы хозяйствования.

Конечно, потребность в установлении определенной пропорциональности в развитии экономики возникает и в капиталистических странах, особенно при гигантской концентрации и сложных взаимосвязях. Однако господство частной собственности на средства производства не позволяет это осуществить. Более того попытки государственного регулирования этого вопроса приводят к еще большему обострению противоречий капитализма.

В планировании как форме хозяйственного руководства и управления ярко проявляется хозяйственно-организаторская функция Советского государства. Успешное решение этой задачи зависит от того, насколько эффективно будут использованы природные ресурсы и достижения научно-технического прогресса. Особенно растет роль поиска и использования внутренних резервов производства и оптимизации планов с применением экономико-математических методов и вычислительной техники.

Процесс планирования предполагает соблюдение определенных принципов, разработанных и научно сформулированных В. И. Лениным и развитых в решениях Коммунистической партии Советского Союза и Советского правительства.

Важнейшие принципы планирования: партийность (единство политики и экономики), демократический централизм, научность, директивность, выделение ведущих звеньев, единство и комплексность, контроль и проверка выполнения планов.

Народнохозяйственные планы базируются на ленинском принципе единства политического и экономического подхода к оценке хозяйственных явлений. Это означает, что в основе планирования народного хозяйства лежит политика Коммунистической партии и Советского государства, объективно отражающая насущные потребности экономического развития, коренные интересы советских людей. Это требует партийного, общегосударственного подхода к разработке планов на всех уровнях, недопущения местничества и скрытия возможностей и резервов предприятий.

Один из коренных принципов планирования — демократический централизм. По отношению к планированию он означает органическое сочетание планирования «сверху» с планированием «снизу». Кардинальные вопросы планирования темпов и пропорций социалистического воспроизводства, развития отрасли, I и II подразделений общественного производства, сфер производства и потребления, единой технической политики, оплаты труда, цен, капиталовложений, учета и статистики и т. д. решаются в общегосударственном масштабе. Это — основное условие обеспечения высоких и устойчивых темпов роста производства в масштабе всей страны.

Централизованное планирование может дать необходимый результат лишь при максимальном развитии самостоятельности и инициативы местных органов и предприятий, творческой активности широких масс трудящихся.

В связи с ростом масштабов производства и усложнением хозяйственных задач большое значение приобретает принцип научности планирования — разработка планов на научной основе, на знании экономических законов. Этот принцип требует при планировании учитывать закономерности развития социалистической экономики, реальные возможности выполнения намеченных целей, достижения науки и техники и передового производственного опыта.

Планирование развития любого звена производства основывается на применении прогрессивных научно обоснованных норм расхода сырья, материалов, энергии, труда с учетом устранения излишних затрат ресурсов, мобилизации внутренних резервов предприятий.

Экономическая политика, разработанная партией в последние годы, является наглядным примером строгого научного подхода к решению назревших хозяйственных задач.

Народнохозяйственные планы имеют директивный характер. Государственный план —это документ, имеющий характер и силу директивы, закон для всех министерств, ведомств, предприятий и организаций, которые должны выполнять его точно в срок и полностью. Невыполнение плана — нарушение государственной дисциплины. Директивный, мобилизующий характер наших планов вытекает из ведущей роли Коммунистической партии в социалистическом обществе, определяющий экономическую политику Советского государства, исходя из конкретных задач и тенденции экономического развития страны на каждом историческом этапе.

В соответствии с требованиями основного экономического закона социализма и закона планомерного пропорционального развития народного хозяйства с учетом очередных задач планового периода партия и правительство выделяют главные, ведущие звенья плана.

Ведущие звенья народнохозяйственного плана на современном этапе, на развитие которых выделяются крупные ресурсы,— это отрасли, определяющие научно-технический прогресс во всем народном хозяйстве, особенно машиностроение, энергетика, радиоэлектроника, химическая промышленность.

В условиях социалистического общества принцип единства и комплексности планирования означает наличие тесной взаимосвязи и взаимозависимости между различными районами, отраслями, предприятиями, производствами при решении производственных задач.

Планирование призвано обеспечить пропорциональное, гармоничное развитие всего народного хозяйства. Единство и комплексность планирования обеспечиваются координацией и согласованием планов отдельных отраслей, экономических районов, установлением пропорций развития между ними и введением единой системы и методологии планирования.

Разработка плана — лишь первый, начальный этап планирования. Не менее важный элемент его — повседневный контроль и проверка выполнения планов. Цель проверки состоит в том, чтобы не допускать срыва плановых.

заданий, диспропорции в развитии производства, выявлять и использовать внутрипроизводственные резервы, изучать и распространять передовой производственный опыт. Одним из мощных рычагов успешного выполнения планов является социалистическое соревнование, в ходе которого изучается и распространяется передовой опыт, внедряются прогрессивные техника, технология и организация производства, вносятся необходимые коррективы в план с учетом изменившихся условий производства.

Для успешного решения сложных задач хозяйственного развития страны в условиях огромных масштабов производства и органической взаимосвязи планов различных отраслей требуется целая система планов, охватывающая широкий круг экономических и социальных процессов, происходящих в многочисленных звеньях народного хозяйства, начиная от предприятий и кончая министерствами и ведомствами. Эта система включает планы долгосрочные, составляемые на 15—20 лет, среднесрочные (на пятилетие), текущие, разрабатываемые на год с разбивкой по кварталам, и оперативные, рассчитываемые

на сутки, декаду, месяц.

Все перечисленные планы взаимосвязаны и составляют единую систему народнохозяйственных планов.

Под непосредственным руководством В. И. Ленина в нашей стране впервые был разработан Единый государственный долгосрочный план развития народного хозяйства, получивший название «план ГОЭЛРО».

Важным шагом в реализации курса партии на создание системы планирования народным хозяйством явилось постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 июля 1979 г. № 695 «Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества работы».

В этом постановлении намечены меры по повышению уровня плановой работы на новом этапе развития социалистического планирования, который начался с конца 70-х годов. В нем предусматривается единая, взаимоувязанная система перспективных и текущих планов с выдвижением на первое место перспективных. Усиление роли перспективного планирования объясняется тем, что решение крупных технических, экономических, социальных и экологических проблем не укладывается в ограниченные рамки годового плана. Оно может быть осуществлено в достаточно продолжительный период и требует определения долгосрочных перспектив развития экономики.

Система взаимоувязанных перспективных и текущих планов включает в себя:

комплексную программу научно-технического прогресса, рассчитанную на 20 лет (по пятилетиям);

основные направления экономического и социального развития СССР на 10 лет (по пятилетиям);

контрольные цифры по основным показателям и экономическим нормативам на предстоящую пятилетку, которые доводятся до министерств и ведомств СССР и Советов Министров союзных республик, а ими — до объединений, предприятий, организаций;

пятилетние планы экономического и социального развития СССР, республик, отраслей и предприятий с распределением заданий по годам;

годовые планы, конкретизирующие задания пятилетки на соответствующий год.

Два первых элемента этой системы реализуют принцип непрерывности планирования внесением уточнения и составления на каждые пять лет комплексной программы научно-технического прогресса и основных направлений развития СССР.

Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР предусматривает превращение пятилетнего плана в главную форму планирования экономического и социального развития и основу хозяйственной деятельности предприятий. Пятилетний план будет базироваться не на годовых, а на долговременных хозяйственных связях и договорах, а также на стабильных экономических нормах и нормативах, стабильных оптовых ценах на продукцию промышленности, сметных ценах в капитальном строительстве и тарифах на грузовые перевозки. Это обеспечит стабильность плана и совершенствование всей системы экономического стимулирования. Меняется способ оценки выполнения пятилетнего и годового плана — нарастающим итогом с начала пятилетки и с начала года. Это позволит стимулировать осуществление крупных научно-технических мероприятий и маневрирование ресурсами в пределах пятилетнего срока. Исходные материалы для составления пятилетнего плана — контрольные цифры, утвержденные министерствами и ведомствами. Проект плана разрабатывается с использованием научно обоснованных технико-экономических норм и нормативов расхода сырья и материалов, трудовых ресурсов, нормативов использования производственных мощностей. Некоторые нормы и нормативы, например нормативы чистой продукции, заработной платы на 1 руб. продукции, фондов экономического стимулирования, распределения прибыли, утверждаются вышестоящими организациями. Значительно усиливается роль программно-целевого планирования при решении крупных народнохозяйственных задач, связанных с освоением новых экономических районов и внедрением достижений научно-технического прогресса. Это требует комплексного рассмотрения и планирования особо важных и актуальных в данный период научно-технических, экологических, социальных и других программ.

Важнейший элемент планирования — хорошо продуманная и обоснованная система плановых показателей с ориентацией на конечные народнохозяйственные результаты. Эти показатели

позволяют учитывать многосторонние связи, существующие между различными сферами и стадиями общественного производства. Система плановых показателей динамична, она изменяется под влиянием научно-технического прогресса и условий социалистического расширенного воспроизводства.

Необходимость системы (комплекса) плановых показателей обосновывается тем, что отдельный показатель, взятый вне взаимосвязи и взаимозависимости друг с другом, не может всесторонне охарактеризовать деятельность отдельных звеньев народного хозяйства, в том числе объединений и предприятий.

В зависимости от масштабов планирования различаются системы плановых показателей для народного хозяйства в целом, для каждой отрасли и для планирования развития каждого объединения и предприятия. В зависимости от порядка разработки и утверждения плановые показатели делятся на директивные, утверждаемые вышестоящими организациями, и расчетные, утверждаемые руководством самих объединений и предприятий. Плановые показатели подразделяются на стоимостные и натуральные, количественные и качественные, экономические и технические.

Система натуральных показателей, отражающая вещественное содержание процесса общественного воспроизводства, позволяет определить соотношение между объемом производства и потребления конкретных видов продукции (например, между добычей нефти и ее переработкой, между объемом переработки и объемом потребностей в нефтепродуктах). При их помощи разрабатываются материальные балансы, организуется кооперирование отраслей и предприятий. Натуральные показатели выражаются в физических единицах измерения (штуках, метрах, тоннах). Их роль повышается, расширяется номенклатура продукции, по которой задания устанавливают в натуральных измерителях. Это должно стимулировать выполнение обязательств предприятий по поставкам продукции потребителям в конкретной номенклатуре и ассортименте согласно заключенным договорам.

В связи с товарным характером социалистического производства и действием закона стоимости натуральные показатели плана должны дополняться стоимостными (денежными), позволяющими сопоставлять объем производства и реализации продукции различных отраслей, измерять в денежной форме такие качественные показатели производственно-хозяйственной деятельности, как себестоимость, прибыль, производительность труда и т. д. Дальнейшее совершенствование получает и стоимостной измеритель выпуска продукции. Отныне оценивать работы предприятий, объединений, министерств будут не по объему производства товарной (валовой) продукции, а по чистой (нормативной) продукции, которая представляет труд, вновь затраченный на производство, и наряду с заработной

платой включает в себя лишь начисления на социальное страхование и среднеотраслевую прибыль. Она не учитывает чужой труд в составе продукции и дает более объективную оценку динамики объема производства, производительности труда и зарплаты, а также фондоотдачи. Этим чистая продукция устраняет заинтересованность предприятий в выпуске более дорогой и материалоемкой продукции.

Количественные (объемные) показатели выражают объем плановых заданий, их количественную сторону (объем производства продукции и работ, капитальных вложений, численность работающих, фонд заработной платы и т. д.). Качественные показатели отражают степень использования техники, материальных и трудовых ресурсов и характеризуют уровень хозяйственного руководства.

Существенно меняется система плановых показателей оценки результатов деятельности министерств, объединений и предприятий. Она должна стимулировать достижение конечных результатов с наилучшими технико-экономическим показателями. Оценивать и стимулировать деятельность предприятий будут прежде всего за выполнение планов по поставкам продукции, производительности труда, качеству продукции, прибыли (в отдельных отраслях по себестоимости).

В настоящее время производственным объединениям и предприятиям в пятилетних планах экономического и социального развития утверждаются в директивном порядке следующие показатели (с распределением по годам):

по производству — рост чистой нормативной продукции, а в отдельных отраслях — товарной продукции в сопоставимых ценах; производство основных видов продукции в натуральном выражении, в том числе продукции для экспорта; рост производства продукции высшей категории качества или другой показатель качества продукции, установленный для данной отрасли;

по труду и социальному развитию — рост производительности труда, исчисленный по чистой нормативной продукции или другому показателю, отражающему в отдельных отраслях изменения затрат труда; норматив заработной платы на 1 руб. продукции по показателю, принятому для планирования производительности труда, а в отдельных отраслях — общий фонд заработной платы; лимит численности рабочих и служащих; задание по сокращению применения ручного труда; нормативы образования фонда материального поощрения, социально-культурных мероприятий и жилищного строительства;

по финансам — общая сумма прибыли, а в отдельных случаях — снижение себестоимости продукции;

по капитальному строительству — ввод в действие основных фондов, производственных мощностей и объектов, в том числе прирост мощностей за счет технического перевооружения и реконструкции действующих предприятий, лимиты государственных капитальных вложений и строительно-монтажных работ; нормативы образования фонда развития производства;

по внедрению новой техники — задания по выполнению научно-технических программ, разработке, освоению и внедрению новых высокоэффективных технологических процессов и видов продукции; показатели технического уровня производства и важнейших видов продукции; экономический эффект от внедрения научно-технических мероприятий;

по материально-техническому обеспечению — объем поставок основных видов ресурсов; задание по среднему снижению норм расхода важнейших видов материальных ресурсов.

Нефтегазодобывающим предприятиям с учетом особых условий отрасли в качестве показателя объема производства вместо показателя нормативной чистой продукции утверждается показатель товарной продукции. При планировании трудовых затрат и социального развития в качестве нормативного показателя выступает удельная численность промышленно-производственного персонала на обслуживание одной скважины. По нему определяется потребность в трудовых ресурсах, и он является в условиях нефтедобычи основным фактором повышения производительности труда, которая определяется по добыче нефти и газа на одного работающего.

Выполнение обязательств по поставкам продукции в соответствии с заключенными договорами оценивают по объему реализации продукции.

Более конкретные и уточненные задания по каждому показателю устанавливают в годовых планах экономического и социального развития. Все остальные показатели плана (а их большинство) объединения и предприятия рассчитывают и утверждают самостоятельно.

Перечень утверждаемых вышестоящей организацией показателей объединения (предприятия) на плановый год с разбивкой по кварталам, составлен по форме, приведенной в прил. 1.

Хозрасчетные показатели подразделениям устанавливаются администрацией предприятия. Государственные планы по всем утвержденным показателям (включая материально-технические ресурсы) должны быть доведены до объединений и предприятий не позднее чем за полтора месяца до начала планового года. Подготовка проекта пятилетних и годовых планов осуществляется с активным участием коллектива предприятий. Впоследствии эти проекты подвергаются проверке, уточнению и дополнению в вышестоящих организациях.

rss