Главная Новости

Писать тексты – это навык. Как рационализировать творческую деятельность

Опубликовано: 06.09.2018

видео Писать тексты – это навык. Как рационализировать творческую деятельность

Как научиться писать шотмэйзы или короткие рассказы?

Знаете, меня всегда настораживали творческие профессии. Ведь профессиональная деятельность, по большому счету, связана эффективностью. А значит с конкретными, измеримыми результатами в определенный отрезок времени, равный рабочему графику. Работодатель ждет от сотрудника исполнения обязанностей. Сотруднику, в свою очередь, сильно голову напрягать не надо по поводу «как дать результат?» — владеешь профессией, исполняешь должностные обязанности — значит результат будет. Все это вписывается в схему «работа за зарплату», предсказуемо, с оценкой по критериям эффективности.



Но как можно рационализировать труд, связанный с творчеством? Это для меня было загадкой.

К примеру, решился ты стать писателем. Достойно уважения! А как не уважать человека, который умеет свою музу дрессировать? Который подписывается своим, еще не рождённым произведением, под гонорар (если предположить, что наш воображаемый писатель уже сотрудничает с издательством), а значит под стопроцентный результат, который уже оценили в энную сумму!


4 причины почему люди бояться писать тексты

Но как можно в срок выдать результат заказчику (читай работодателю) в профессии, которая зависит от вдохновения, полета фантазии и бог знает еще от чего вообще неуправляемого?

Вы, наверное, скажете: есть же «законы жанра», «знание драматургии», «владение литературными приемами» и другие нюансы профессии, которые, типа, обеспечивают профессионалу стабильность в творчестве и прогнозируемый результат. М! А чего ж тогда все выпускники специализированных учебных заведений моментально не становятся популярными авторами? Не везет? Не у всех есть талант? Или что-то еще?


Как написать seo текст. Ключевые факторы при написании SEO текста

Что делать, если очень хочется стать писателем?

Конечно, к той деятельности, которой хочется заниматься профессионально, в первую очередь должны быть задатки или даже способности.

А еще, я уверена в том, что некоторые навыки, помогающие достичь результата в профессиональной деятельности можно развить тренировками.

Не важно сколько тебе лет. Если приспичило освоить новую профессию, кто же сможет в этом порыве нас остановить? Сдерживать порывы вообще вредно для творческих людей. А значит стоит разобраться с чего лучше начать.

Слона на бифштексы. Рационализируем творчество

Чтобы справиться с масштабной задачей, нужно разделить ее на множество маленьких и постепенно их выполнить. Этот прием называется «разрезать слона на бифштексы» и он вполне подойдет для нашей цели — освоить профессиональную деятельность «писатель» (ну, или блогер, копирайтер – кому, что ближе).

Для начала можно разделить деятельность на более мелкие составляющие – этапы деятельности , затем выделить необходимые для их выполнения навыки . А потом можно оценить наличие этих навыков и уровень их развитости у себя. Вот и станет понятно, что тренировать в первую очередь.

Если говорить о работе с текстами, то все профессиональные задачи в целом сводятся к одному процессу – созданию текста. Схематично деятельность «Создание текста» можно разделить на четыре этапа, смотрите схему ниже.

Для каждого этапа требуется конкретный набор навыков. И, что интересно, если этапы «Редактура» и «Публикация» можно делегировать профессионалам, то создание первичного варианта – черновика текста, перепоручить не получится. Когда речь идет об авторском контенте, то анализировать информацию и собирать ее в собственный авторский текст придется самому.

Со сбором и анализом информации, в целом все понятно. Это весьма увлекательный процесс и сложностей чаще всего он не вызывает. Как правило, дополнительные усилия требуются в том, чтобы перестать анализировать и читать других, а начать писать самому!

А значит, навык, который следовало бы в первую очередь начать развить у себя– складывать слова в предложения, то есть писать тексты.

А может сначала надо изучить соответствующую литературу?

Понятно же, если ты вымучиваешь из себя по слову, то о создании произведения вообще сложно думать. Даже небольшие статьи в 2 000 знаков становятся запредельным объемом текста. Очевидный выход — натренировать себя легко и быстро создавать тексты. Так, чтобы сел, 15 минут засек и выписал из себя все, что есть по теме. Это потом уже можно дополнять, расширять, конкретизировать. Но первичный текст должен рождаться просто потому, что ты сел за клавиатуру. Вот этим мы, собственно и занимаемся на Курсе «Я пишу! 2.0» – приучаем себя писать тексты каждый день.

Бессмысленно говорить о литературных приемах если ты банально не можешь написать хоть какой-то текст.

Это очень похоже на игру на гитаре, например. Помню, в детстве моя мамочка очень хотела, чтобы я пела ее любимые романсы, аккомпанируя себе на семиструнной гитаре. В ближайших музыкальных школах не было преподавателей, а значит, решила моя мама, надо купить самоучитель и все получится! Я вам скажу, у нас до сих пор эти самоучители хранятся, да одним не обошлось – мама методично скупила все, что нашла про игру на семиструнной гитаре… Что вы думаете — получилось? Читать — да, а вот играть… и уж тем более романсы!

Вот и с текстами так — есть текст, можно с ним манипулировать — корректировать, редактировать, переписывать, совершенствовать, чистить, сушить, разбавлять, усиливать… Нет текста — читай самоучитель и медитируй с зажжённой зеленой свечой в полнолуние. Может поможет…

Писать тексты – это навык. Тренируем!

Чтобы легко и быстро создавать тексты, нужно тренироваться. Например в таком режиме:

Каждый день писать текст не менее 200 слов. Публиковать этот текст в соцсети. Писать надо для читателей. Чтобы усилить эффект во время тренировок – надо сразу публиковать. Темы для текстов брать исходя из собственных предпочтений. В определенные дни в течение недели можно писать по заданной теме. Письменно анализировать процесс: раз в неделю посмотреть на себя со стороны, оценить — как писалось.

И так минимум 21 день.

В итоге, мы привыкаем ежедневно писать и избавляемся от:

внутреннего цензора / оценщика / критикана страх белого листа страх «О боже! Кому вообще может быть интересна моя писанина?!» жалость к себе-несчастной «сегодня совершенно нет сил писать» или это «два часа ходила вокруг компьютера, так и не смогла ничего написать…»

Чтобы начать тренировки вполне достаточно тех навыков, что мы все получили в школе. На уроках русского языка все писали сочинения и изучали минимальный набор для построения текста «Вступление / Основная часть / Заключение».

Что дальше?

Постепенно увеличиваем нагрузку на тренировках и наращиваем «мышцы» — навыки.

Тексты стали рождаться легко? Значит:

усиливаем, грамотность письменной речи убираем штампы и канцеляризмы ликвидируем менторский тон изложения осваиваем приемы вовлечения читателя раскрываем свой стиль повествования…

Вот так, постепенно переходим к следующему этапу — «Редактуре».

 

«Ну так, что? Поддается, значит, муза дрессировке?» —спросите вы.

Пожалуй, да! Просто к этой девушке нужен подход. Творческий ????

Об авторе: Tata Malyar

Блогер, исследователь, активный наблюдатель жизни. Автор проекта Blogging the Life. Куратор Курса "Я пишу!" Исследую цифровое кочевничество, тестирую digital бизнес, пишу об этом в своем Блоге

rss