Главная Новости

Организация материально-технического снабжения и сбыта

Опубликовано: 06.09.2018

видео Организация материально-технического снабжения и сбыта

7. Кремень А.А. Управление жизненным циклом. IT-Enterprise

Материально-техническое снабжение по своей экономической сущности представляет собой систему планового распределения средств производства и организации своевременной доставки их от производителя к потребителю. Основная функция системы материально-технического снабжения заключается в бесперебойном обеспечении процесса воспроизводства материальных благ всеми необходимыми предметами труда (сырьем, материалами, комплектующими изделиями и деталями, т. е. всем тем, что условно можно назвать понятием «материалы» и средствами труда (машинами, станками, агрегатами, двигателями, т. е. всем тем, что входит в понятие «средства технического вооружения производства, или просто «техника»).



В нефтяной и газовой промышленности в качестве материально-технических средств, поставляемых предприятиям, выступают машины и оборудование для осуществления геологопоисковых работ, бурения, добычи нефти и газа, а также различные материалы, детали и изделия, топливо для технологических нужд, реагенты и т. д.


Евгений Гильбо об образовании

Бесперебойное и комплектное материально-техническое снабжение — важнейшая предпосылка ритмичной работы предприятий, улучшения использования основных и оборотных фондов, ускорения оборачиваемости оборотных средств и выполнения плана производства с наилучшими технико-экономическими показателями.


Производство: оптимизация налогов. Инструменты и кейсы из практики taxCOACH

В масштабе всего народного хозяйства снабжение и сбыт представляют собой две стороны одного и того же процесса материально-технического снабжения и осуществляются едиными органами. В разрезе предприятий службы снабжения и сбыта обособлены. Первые занимаются выявлением потребностей предприятий в материальных ресурсах, планированием их завоза, получением, хранением и непосредственным обеспечением ими потребителей, вторые — изысканием всех имеющихся источников ресурсов, их распределением в соответствии с народнохозяйственным планом, загрузкой производства согласно полученным от потребителей заказам, а также организацией транспортировки грузов от поставщиков к потребителям.

Перед системой материально-технического снабжения стоят следующие задачи:

правильно и своевременно определять потребность предприятий в средствах производства применением новых методов изучения потребностей, основанных на оценке перспектив развития потребителей, достижений научно-технического прогресса в расходовании материальных ресурсов;

выявлять все имеющиеся каналы покрытия установленной потребности в материальных ресурсах не только за счет централизованных источников в соответствии с плановыми заявками, но и за счет мобилизации ресурсов средств производства на самих предприятиях;

организовывать своевременную и с минимальными издержками доставку материальных ресурсов от производителей к потребителям;

обеспечивать правильное хранение материальных ценностей на складах и экономное расходование их установлением прогрессивных норм.

В последних постановлениях партии и правительства ставится задача дальнейшего совершенствования материально-технического снабжения на основе научных методов управления и широкого внедрения электронно-вычислительной техники. Решения партии нацеливают на необходимость усиления прямой связи между поставщиками и потребителями и сокращения промежуточных звеньев в системе материального снабжения, прежде всего для снабжения продукцией, потребляемой стастабильно и в больших количествах (в первую очередь для предприятий массового и крупносерийного производства).

Важное значение имеет организация гарантированного комплексного снабжения предприятий территориальными органами снабжения, что освобождает предприятия от повседневных связей по снабжению с многочисленными поставщиками.

Дальнейшее развитие должны получить система плановой оптовой торговли средствами производства через территориальные снабженческо-сбытовые базы, склады и магазины и комиссионная торговля излишними материалами и оборудованием.

Принципиальное значение имеет задача оптимального прикрепления поставщиков к потребителям с помощью ЭВМ, что -будет способствовать снижению издержек обращения и ускорению оборачиваемости материальных ценностей.

Отсюда все большее значение приобретает организация материально-технического снабжения и сбыта готовой продукции. От ее четкости зависит успешное выполнение производственной программы каждым предприятием.

Работа по обеспечению предприятий материальными ресурсами начинается с определения общей потребности и составления заявок на средства производства задолго до наступления -планируемого года.

В этих заявках указывается количество необходимых материальных ресурсов, исходя из данных производственной программы и утвержденных норм расхода тех или иных материалов на единицу продукции (работы).

При составлении заявок учитывается порядок распределения отдельных видов ресурсов, которые называются фондами. Распределением фондов занимаются Госплан СССР, Госснаб СССР, Госпланы союзных республик и территориальные органы материально-технического снабжения.

Фонды на наиболее дефицитные материально-технические ресурсы, на которые устанавливается лимит, называются централизованными (черные и цветные металлы, горюче-смазочные материалы, основные машины и оборудование, электроэнергия и т. д.), их распределяют Госплан СССР, Госснаб СССР и общесоюзные министерства и ведомства. Фонды, распределяемые Госпланами союзных республик и местными снабженче-ско-сбытовыми органами, называются децентрализованными. Кроме этого, некоторые виды материалов приобретаются в порядке самозаготовок на месте (песок, камень, гравий и т. д.), на которые вообще заявки не нужны.

Заявки на централизованные фонды, составляемые отделами материально-технического снабжения предприятий, направляются в объединение, где после соответствующей корректировки и уточнения составляют сводные заявки по объединению и передают их в Главное управление материально-технического снабжения министерства. Последнее проверяет обоснованность заявок, составляет сводные данные по отрасли и передает их в Госплан союзной республики. Затем они направляются в Госснаб СССР и Госплан СССР.

Заявки на нецентрализованные фонды направляются в те организации, которые распределяют данный вид продукции, а также в территориальные органы материально-технического снабжения. Заявки о распределении наиболее важных ресурсов по данной категории фондов попадают в Госплан СССР и в Главное управление материально-технического снабжения союзной республики.

Планы материально-технического снабжения по стране, утверждаемые правительством СССР, доводятся до предприятий в последовательности, обратной движению заявок. На основании утвержденных планов в виде фондовых извещений предприятия составляют уточненные годовые и квартальные планы материально-технического снабжения и так называемые спецификации фондов, в которых уточняют и распределяют необходимую продукцию по сортам, профилю, размерам и т. д.

Спецификации фондов направляются в вышестоящие планирующие и сбытовые органы для размещения заданий поставщиками на производство определенных видов продукции. Эти задания (наряд-заказы) служат основанием для заключения хозяйственных договоров между предприятиями-поставщиками и предприятиями-потребителями.

В новых условиях хозяйствования эти договоры, регламентирующие экономические взаимоотношения между предприятиями, имеют большое значение, так как они способствуют повышению дисциплины и ответственности предприятий за выполнение взятых на себя обязательств и укреплению хозяйственного расчета. Особенно большое значение хозяйственный договор имеет при установлении прямых хозяйственных связей между предприятиями при поставке продукции с устойчивой качественной характеристикой в больших количествах, когда договор может заключаться на несколько лет.

В договорах указываются: наименование, количество, ассортимент, технические характеристики, сроки поставки продукции, цена и условия расчетов, а также санкции за нарушение договорных обязательств.

В соответствии с установленным порядком за просрочку поставки или недопоставку продукции в установленный срок поставщик платит покупателю неустойку в размере 8 % стоимости не поставленной в срок продукции. При поставке недоброкачественной или некомплектной продукции потребитель имеет право взыскать с изготовителя штраф в размере 20 % стоимости такой продукции, а также все понесенные убытки, причиненные в результате нарушения условий договора. Исходя из указанного разработаны «Особые условия поставки» для отдельных видов продукции. Например, специфика отношений между нефтеперерабатывающими заводами и нефтесбытовыми организациями отражена в «Особых условиях по поставке нефтепродуктов».

Следует сказать, что перечисленные санкции все еще недостаточно экономически заинтересовывают поставщиков при выполнении договорных обязательств.

В зависимости от характера продвижения продукции от производителя к потребителю существуют транзитная и склад-~-ская (базовая) формы снабжения.

При транзитной форм|е снабжения продукция поступает прямо от предприятия-поставщика к предприятию-потребителю, минуя промежуточные базы и склады снабженческих и сбытовых организаций.

При складской форме снабжения продукция от поставщиков поступает на склады (базы) ^цщбженвдско-сбытовых организаций, а оттуда отпускается потревдтелям с последующей выплатой этим организациям расходов по приемке, хранению и отпуску материалов.

Более экономична и потому более предпочтительна транзитная форма снабжения, доля которой во всех поставках составляет свыше 80 %• Ее применяют для массовых грузов небольшого наименования (цемент, трубы и т. д.). Благодаря этой форме снабжения ускоряются сроки доставки материальных ценностей потребителям, сокращается время пребывания в сфере обращения, что позволяет экономить издержки по транспортировке грузов и складским операциям.

Однако применение транзитной формы снабжения ограничено так называемой транзитной нормой, т. е. минимальным количеством продукции, принимаемой к разовой отгрузке в один адрес, и заказной нормой, устанавливающей минимальное количество продукции, принимаемое заводом-изготовителем к производству. Поэтому транзитная форма доставки материальных ресурсов может быть применена-лишь для такой продукции, по отношению к которой действуют как транзитная, так и заказная нормы.

Если потребность в данной продукции меньше транзитных норм, то транзитная форма поставки может привести к завозу излишнего количества материалов, увеличению срока пребывания их в производственных запасах, а отсюда — к замедлению оборачиваемости оборотных средств.

Вот почему при поставке потребителю материальных ресурсов в нетранзитных количествах более эффективна складская форма снабжения, когда потребитель получает необходимые ему материальные ценности со складов (баз) в количествах, необходимых для удовлетворения его текущей потребности, не допуская накопления излишних запасов. Эта форма снабжения способствует лучшему распределению и использованию ресурсов, ускорению оборачиваемости оборотных средств, хотя при этом несколько растут транспортные расходы по доставке материалов. Поэтому важное значение имеет правильный выбор.

форм снабжения, обеспечение оптимального соотношения ме-чжду транзитным и складским видами снабжения.

Важным вопросом организации материально-технического снабжения и снижения издержек обращения является совершенствование складского хозяйства. Сюда относятся: приемка на склады материальных ценностей от поставщиков, обеспечение их количественной и качественной сохранности, бесперебойное снабжение цехов, участков, бригад и всех других служб предприятия необходимыми ресурсами. Наиболее важными из этих функций являются обеспечение надлежащего хранения материальных ресурсов и текущее снабжение ими всех звеньев производства.

Материальные ценности хранятся на складах с учетом их физико-химических свойств в специально оборудованных помещениях. В зависимости от характера материальных ценностей склады подразделяются на склады предметов труда (сырья, основных и вспомогательных материалов), средств труда (оборудования, инструментов, запасных частей) и готовой продукции; универсальные склады для хранения ценностей, требующих одинаковых условий содержания, и специализированные (горючесмазочные материалы, оборудование, приборы, используемые в нефтяной промышленности). В зависимости от условий хранения склады делятся на закрытые, полузакрытые и открытые.

Большое значение имеет поддержание на складах установленных норм освещенности, влажности и температуры, оснащение их противопожарным оборудованием, обеспечение надежной охраны. Исключительно важно повышение уровня механизации погрузочно-разгрузочных работ на базах и складах. В ближайшие годы будут созданы крупные высокомеханизированные складские комплексы, управление которыми будет осуществляться с применением электронно-вычислительных машин.

Материальные ценности выдаются со складов на основании расходных документов (накладных) в пределах установленного для каждого подразделения месячного или квартального лимита (лимитной карты). В лимитных картах указывают количество и виды материальных ресурсов, размер, интервал их выдачи. По ним контролируют использование лимита. После выборки лимита карту закрывают. Лимитная система отпуска материалов значительно упрощает складские операции, позволяет заблаговременно завозить на склад требуемые для выполнения производственной программы материальные ресурсы в данный конкретный отрезок времени. Подписывать документы по приходу и расходу материальных ценностей имеют право лишь те лица, которые назначены приказом по предприятию (заведующий складом, кладовщик и др.).

В соответствии с решением сентябрьского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС в нашей стране действует единая общегосу дарственная система органов материально-технического снабжения, созданная по территориальному принципу. Новая система снабжения является вневедомственной, т. е. она призвана обеспечивать потребителей материальными ресурсами независимо от их ведомственной принадлежности. Вновь созданная система позволила поставить материально-техническое снабжение на научную основу, лучше и оперативнее маневрировать ресурсами при распределении их между различными отраслями

народного хозяйства.

Вся работа по материально-техническому снабжению в масштабе страны направляется Госснабом СССР, который имеет свои территориальные органы на местах — в экономических

районах.

В союзных и союзно-республиканских министерствах образованы Главные управления материально-технического снабжения (главснабы министерств). Конечная цель всей системы материально-технического снабжения — обеспечение бесперебойного снабжения производственного процесса необходимыми ресурсами — реализуется отделом материально-технического снабжения и сбыта предприятий и объединений.

В нефтяной и газовой промышленности с 1972 г. действует централизованная система материально-технического снабжения. В производственных объединениях созданы управления производственно-технического обслуживания и комплектации оборудования (УПТО и КО). Их примерная организационная структура приведена на рис. 4

 

В районах деятельности производственных предприятий и организаций объединения (УБР, НГДУ, УТТ и др.) созданы.

базы производственно-технического обслуживания и комплектации оборудования (БПТО и КО), входящие в состав УПТО и КО, со статусом самостоятельных хозрасчетных единиц.

Базы ПТО и КО заключают хозяйственные договоры с находящимися в районе их обслуживания предприятиями и организациями по их материально-техническому снабжению.

По характеру выполняемых ими функций управления и базы ПТО и КО значительно отличаются от обычных органов материально-технического снабжения предприятий и объеди: нений. Они не только планируют потребность в материальных ресурсах и реализуют фонды на них, но и осуществляют подготовку и централизованную доставку основной массы материально-технических средств непосредственно на рабочие места предприятий. С этой целью в базах ПТО и КО созданы оперативно-диспетчерские службы, которые осуществляют непосредственную связь с обслуживаемыми предприятиями и их подразделениями, оперативное планирование, организацию и контроль за доставкой материально-технических ресурсов к местам их потребления с единых районных складов и баз. Кроме диспетчерской службы, в состав БПТО и КО входят цехи по-грузочно-разгрузочных работ, механоремонтного обслуживания, подразделения, оказывающие различные услуги (проверка и опрессовка труб, входной контроль материально-технических ресурсов и др.). Для обслуживания отдаленных объектов могут быть организованы отдельные складские хозяйства и филиалы баз.

Размеры районных баз ПТО и КО зависят от объема грузооборота и уровня специализации обслуживаемых предприятий.

В современных условиях особенно важное значение приобретает четкая организация сбыта готовой продукции. Особенно аккуратно должны выполняться планы сбыта продукции по кооперированным поставкам, на экспорт, для ведущих и пусковых объектов и т. д. Всем этим делом занимаются отделы сбыта предприятий, а при их отсутствии — отделы материально-технического снабжения и сбыта.

На предприятиях нефтяной и газовой промышленности сбыт продукции осуществляется через органы нефтесбыта, а также прямой ее реализацией потребителям на местах.

rss