Главная Новости

Готовим ребенка к школе. Жизнь в новом коллективе

Опубликовано: 06.09.2018

видео Готовим ребенка к школе. Жизнь в новом коллективе

Подготовка к школе. Урок №1: «Свойства предметов. Звуки и слова».

Вы готовите ребенка к школе — СПЕЦИАЛЬНО ДЛЯ ВАС Я СДЕЛАЛА ЦИКЛ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ХОРОШИХ СТАТЕЙ С ЖИВЫМИ СОВЕТАМИ И ПОНЯТНЫМИ ОБЪЯСНЕНИЯМИ .


Как подготовить ребенка к ШКОЛЕ | Ошибки родителей | Family is...

Сегодня я расскажу, как помочь первокласнику адаптироваться в новой социальной среде. Из каких компонентов состоит социальная готовность к школе. Какие навыки и умения помогут ребенку наладить отношения с одноклассниками. Ответы на все вопросы вы найдете в этой статье.

Социальная готовность к школе – почему это важно.

Школа это не только усвоение новых знаний, и овладение учебной деятельностью – это коллектив. Умение влиться, ужиться и взаимодействовать в коллективе отражается на успехах в учебе самым непосредственным образом.

Подумайте, сможет ли полноценно учиться , раскрыть свой умственный потенциал ребенок, который не сумел найти свое место в группе одноклассников , не имеет друзей и которого не принимает коллектив.

Социальная готовность к школе важна не менее, чем интеллектуальная готовность. Любой малыш легче и свободнее развивает свои способности в благожелательной и дружелюбной среде, когда он чувствует, что он любим и одобряем, и когда он сам доволен собой.

Ребенок не умеющий войти в детское общество, принять его правила и законы, переживает по поводу своих неудачных попыток наладить отношения со сверстниками, своей изолированности. Высокий уровень тревожности, беспокойство отвлекают его от объяснений учителя.

Какое сложение и вычитание будет интересовать Андрюшу, если на переменке Вася и Костя не пустили его в игру, а Сережа угостил рядом стоящего мальчика Мишу яблоком, а ему не предложил. Придя домой, он на вопрос мамы как прошел день в школе, расскажет ей не про уроки, а про Мишу, Васю, Костю. Немудрая мама может отмахнуться от этих неважных событий (мол, что с них возьмешь, Вася и Костя – грубияны, а Миша, скорее всего, жадина). «Ты лучше расскажи, что ты узнал нового на уроках?» и Андрюша так и останется один на один со своей такой серьезной для него бедой.

Родителей чаще интересуют успехи в учебе, оценки. Они настаивают, чтобы дети больше старались, усерднее занимались и зачастую даже не догадываются, что причины плохой учебы не всегда кроются в лености или отсутствии старания.

Была бы мама Андрюши немного прозорливей, она бы внимательнее отнеслась к каждому аспекту школьной жизни сына и заметила бы истинные факторы, мешающие учебе.

Что значит «социально готовый к школе ребенок».

Социальная готовность к школе – это наличие у ребенка умений и навыков (пусть еще и не совсем сформированных в этом возрасте), необходимых для того, чтобы плодотворно взаимодействовать в школьном коллективе , суметь наладить позитивные отношения с учителями и одноклассниками.

У ребенка должно быть сформированы,или хотя бы начать формироваться 3 группы навыков:

1.Навыки личностного общения со сверстникам

2.Умение устанавливать контакты со взрослыми (учителями)

3.Навыки жизни в коллективе.

Рассмотрим подробнее каждую группу навыков

Итак, навыки личностного общения:

1. Потребность в общении.

То есть у ребенка должно быть желание общаться, устанавливать контакт.

Если эта потребность есть, то это уже хорошо. Как говорится «было бы желание, а остальному научим».

Здесь есть важная оговорка — в зависимости от наличия тяги к общению дети делятся на интровертов и экстравертов .

Первые любят побыть в одиночестве, почитать книгу, поиграть одному в конструктор.

Вторые поноситься в догонялки, поиграть в войнушку, то есть их привлекают игры требующие общения.

И интроверт и экстраверт является нормальным ребенком . Это как левша  и правша — заложено природой – и ломать, переделывать силой таких детей не надо .

Экстравертам надо тренировать усидчивость, умение сосредотачивать внимание.

А интровертов мягко и не в коем случае не навязчиво подводить к общению с людьми , предварительно понаблюдав за тем, какой тип людей нравится вашему такому спокойному и сосредоточенному на себе ребенку.

Другое дело, если ребенок играет один, не потому что у него склонность к интроверсии , а потому, что он робкий, стеснительный. Вот здесь можно смело начинать коррекционную работу по повышению самооценки и обучать навыкам общения.

Как отличить самодостаточного и довольного своим одиночеством интроверта от замкнутого, неуверенного в себе, и несчастно одинокого малыша, я напишу в будущей статье «Если ребенок играет один».

2. Умение внимательно слушать, умение сопереживать.

Умение ребенка не только играть с детьми в интересную и увлекательную игру , но иметь душевную зоркость, чуткость является предпосылкой для возникновения дружеских чувств к нему со стороны детей .

Развить эту способность помогает в первую очередь наличие у родителей тех же качеств. Испытав на себе родительскую чуткость, ребенок сам по себе впитает это свойство души.

Также это умение развивается при чтении и обсуждении художественных произведений – сопереживая героям, ребенок учится сопереживать и окружающим его людям.

3. Умение улаживать конфликты.

Поведение в конфликтных ситуациях – это дело наследственное. И наследуется оно не генами, а теми образцами которые ребенок видит в семье. То, что вы «отрепитировали» дома, ту модель поведения он и будет использовать в школьных «разборках».

Правильный родительский ход в этом случае — создать в домашней среде систему дипломатических выяснений отношений , решать вопросы путем мирных деловых переговоров.

4. Умение уступить или умение защищаться, в зависимости от ситуации .

Важно развивать в ребенке эти умения в уравновешенном состоянии . Однобокое умение (только уступать или только защищаться, отстаивать свою позицию) как вы понимаете, не содействует установлению гармоничных отношений.

5. Умение проявлять коммуникативную инициативу.

В игровой деятельности на переменках — это умение самому подключиться к игре товарищей «А во что вы играете, можно с вами?» , вместо того, чтобы ждать, когда тебя позовут в игру.

Сюда же относится умение самим создать ситуацию для общения или воспользоваться уже имеющимся поводом.

6. Навыки самопрезенации.

Это тоже своего рода коммуникативная инициатива, но это общение уже не привязанное к ситуации.

Например, очень развитые навыки самопрезентации имел в 3-4 летнем возрасте мой муж Сережа. Электричка, жара, все пассажиры усталые едут, кто на дачу, кто в деревню к родне. Сережа весь в пятнышках зеленки (стрептодермия, кожное заболевание) ходит по электричке и широко улыбаясь, повторяет каждому в отдельности один и тот же перезентационный торжественный текст: «Здравствуйте, меня зовут Сережа, у меня стрептодермия. Я еду к бабушке. Моя мама работает на кухне, а папа лежит с газетой на диване» . Всем весело, все смеются и угощают маленького Сережу, яблоками и конфетами. Может быть, именно потому, что он так рано познал на собственном опыте выгоду самопрезентации , у него с детства и по сей день много друзей.

Умение устанавливать контакты со взрослыми (в данном случае с учителем)

Первое время первоклассник может побаиваться и стесняться учителя. Нужно помочь ребенку наладить отношения с преподавателем. Важно развить у малыша:

— смелость, не стесняться задать вопрос учителю

— самому отвечать не его вопросы уверенно,

— спокойно выразить свое несогласие,

— попросить учителя объяснить, когда что-то не понятно,

— попросить о помощи или самому предложить помощь.

— адекватно относиться к замечаниям учителя

Навыки жизни в коллективе.

1. Умение подчинять свое поведение законам детской группы.

Дети, посещавшие дошкольные учреждения, как правило, обладают этим умением. Они уже сами опробовали те или иные модели поведения в группе детского сада и понимают, что «со своим уставом в чужой монастырь не ходят».

2 . Умение соотносить свои желания и потребности с интересами и желаниями членов коллектива.

Чаще в «малонаселенных» семьях (без братьев и сестер), дети привыкли быть в семье этаким центром вселенной, и в коллективе других детей они чаще сталкиваются с трудностями.

Уча ребенка уважать чужие интересы, не забывайте и самим уважать интересы ребенка . При этом каждый раз, когда вы идете на встречу желаниям ребенка, обращайте его внимание на тот «свой интерес», который вы принесли в жертву его интересам. «Хорошо, дочка, мы переключим на твой любимый мультик, хотя я так ждала этот фильм. В следующий раз будет твоя очередь уступить, ты согласна?»

Дорогие родители, помните, что, сформировав у ребенка социальную готовность к школе, вы обеспечите ему возможность плодотворно учиться, и поможете ему найти верных школьных друзей.

Как развить все вышеперечисленные навыки у вашего малыша – этой теме я посвятила цикл статей «Научить ребенка дружить».

Читайте также другие мои статьи на тему Готовность ребенка к школе.

Интеллектуальная готовность ребенка к школе — что упускают родители.

Личностная готовность ребенка к школе — в чем задача родителей.

Готовность ребенка к школе — залог успешной адаптации.

Первый раз в первый класс – настройте ребенка на лучшее.

Влияние самооценки на успех в учебе.

Формируем адекватную самооценку ребенка.

Ольга Клишевская специально для сайта Женские разговоры

rss