Главная Новости

Energyland.info - Аналитика. Обзор прессы по событиям ТЭК: «Коммерсантъ», «РБК daily», «Российская газета», «Ведомости», «The Guardian», «The Wall Street Journal»

Опубликовано: 27.09.2018

11.11.16 08:07

Крымские ТЭС зажало турбиной. Киев и Минск скрепят дружбу нефтью. «Газпром» не спешит за иранским газом. «Новатэк» просит не повышать тарифы на сжиженный газ и газовый конденсат, как хочет РЖД. РФ не получала от Вьетнама отказ от совместного строительства АЭС. Дефицит по сценарию ОПЕК. Власти Британии отказываются санировать закрытые АЭС.

Крымские ТЭС зажало турбиной

Вокруг турбин производства Siemens, которые официально предназначались для ТЭС в Тамани, разгорелся новый скандал . Заказчик турбин “Технопромэкспорт” (ТПЭ) пожаловался на Siemens в правоохранительные органы, заявляя, что производитель не отдает ему купленное оборудование. Суть конфликта может заключаться в опасениях Siemens, связанных с возможным использованием этих турбин на подсанкционных электростанциях в Крыму. Но эксперты считают, что в ТПЭ поторопились с обращением в полицию и решать конфликт нужно в суде, пишет “Коммерсантъ”.

В ТПЭ сообщили, что “оборудование было оплачено в полном объеме и является собственностью компании”.

Решение о строительстве новых станций в Краснодарском крае было принято в 2014 году, они были нужны для электроснабжения Крыма по энергомосту через Керченский пролив. Одновременно было запланировано строительство еще двух станций в самом Крыму — Симферопольской и Севастопольской ТЭС (совокупная мощность 940 МВт). ТПЭ, находящийся под западными санкциями, формально не имел никакого отношения к проекту в Тамани (подрядчик должен определиться на конкурсе, он еще не проведен), но заранее закупил турбины под этот проект. При этом ТПЭ был назначен генподрядчиком строительства двух ТЭС в Крыму (сходных по техническим параметрам с таманскими). До сих пор неизвестно, кто будет поставлять газотурбинное оборудование на крымские проекты, поскольку участие в них грозит производителю западными санкциями. Между тем крымские станции должны быть введены уже в 2018 году.

В сентябре ТПЭ неожиданно заявил о намерении продать все четыре газовые турбины мощностью по 165 МВт, закупленные в 2015 году для Тамани. Оборудование было выставлено на торги с начальной ценой €166,7 млн, но продать установки не удалось из-за отсутствия заявок. На тот момент решение о продаже в компании аргументировали невозможностью участия в конкурсе по Тамани ввиду тяжелого финансового положения. Однако источники связывали желание ТПЭ продать турбины с идеей в дальнейшем использовать их в Крыму, что де-юре позволило бы Siemens не нарушать режим санкций.

В ТПЭ категорически отрицали, что оборудование Siemens будет переброшено в Крым. Компания выставляла турбины на продажу с условием, что потенциальный покупатель должен соблюдать условия экспортного контроля (в том числе западные санкции) и гарантировать, что турбины не будут использоваться на ТЭС, напрямую подключенных либо предназначенных только для энергосистемы Крыма. Если эти условия будут нарушены, и ТПЭ из-за этого понесет убытки, то покупатель обязан их возместить. В Siemens тогда подчеркивали, что контракт с ТПЭ предполагает использование турбин только на проекте в Тамани, все изменения в контракте, касающиеся конечного применения турбин, возможны только с письменного согласия Siemens.

Киев и Минск скрепят дружбу нефтью

Белоруссия, которой Россия сократила поставки нефти из-за задолженности за газ, может получить сырье с соседней Украины. Киев предложил Минску поставлять республике нефть на давальческой основе из Азербайджана и Ирана. Но, считают эксперты, у Белоруссии нет экономически эффективных альтернатив российской нефти, пишет “Коммерсантъ”.

Вице-премьер Украины Геннадий Зубко предложил Белоруссии поставлять нефть на ее нефтеперерабатывающие заводы для давальческой переработки. О том, что такая идея обсуждалась с вице-премьером Белоруссии Владимиром Семашко, он заявил на межправительственной белорусско-украинской комиссии по вопросам торгово-экономического сотрудничества в Минске. “Учитывая то, что Украина на сегодня ведет переговоры о транспортировке нефти в ЕС, то с Белоруссией в этом отношении мы могли бы построить взаимовыгодное сотрудничество”,— сообщил господин Зубко.

Сама Украина, которая является крупным потребителем белорусских нефтепродуктов (импорт из Белоруссии в первом полугодии — 2,2 млн тонн, что на 64% выше прошлогоднего показателя), в 2015 году добыла около 2 млн тонн нефти. Так что, как пояснил первый заместитель главы “Укртранснафты” (оператор украинских нефтепроводов) Андрей Пасишник, речь идет о поставках азербайджанской или иранской нефти танкерами в порт Одессы и далее по нефтепроводу Одесса–Броды. В начале ноября Киев договорился о поставке на Кременчугский НПЗ не менее 1,3 млн тонн нефти в год из Азербайджана с 2017 года. Прокачиваться сырье будет по простаивавшему последние пять лет участку нефтепровода Одесса–Кременчуг. При этом источник на рынке уверяет, что это рискованная операция, так как состояние у трубы “плачевное”. Президент Белоруссии Александр Лукашенко уже заявлял о возможном предоставлении Ирану мощностей на белорусских НПЗ для давальческой переработки, а также поручил вернуться к проекту строительства нефтепровода из Балтики.

Свободные мощности на белорусских НПЗ — Мозырском и Новополоцком — с общим объемом переработки около 22 млн тонн нефти в год появились из-за разногласий с Россией, до сих пор единственным поставщиком нефти в страну. Москва урезала поставки нефти в третьем и четвертом кварталах в рамках спора по цене на российский газ, и, хотя стороны заявляли об урегулировании проблемы, поставки пока не восстановлены. Вчера вице-премьер Аркадий Дворкович отметил, что окончательные соглашения с Белоруссией по нефти и газу могут быть подписаны в течение двух недель.

«Газпром» не спешит за иранским газом

Зампред правления “Газпрома” Виталий Маркелов сегодня проведет переговоры с замминистра нефти Ирана Амир-Хосейном Замани-Ния, который приехал в Москву, чтобы убедить российские компании входить в иранские нефтегазовые проекты. Иран на днях заключил первый контракт, который знаменует возвращение иностранных инвесторов в нефтегазовую отрасль после снятия санкций. Французская Total получила 50,1% в блоке 11 гигантского месторождения Южный Парс, 30% у китайской CNPC, 19,9% осталось у Petropars — структуры Иранской нефтегазовой компании (NIOC). Сделка должна быть закрыта в следующем году, объем инвестиций оценивается в $4,8 млрд, добыча — около 20 млрд кубометров газа в год.

До санкций на Южном Парсе помимо Total работали четыре иностранные компании — Eni, Petronas, Statoil и “Газпром”. В то же время Eni и Statoil, по словам собеседников в отрасли, сейчас больше заинтересованы в иранских нефтяных проектах, и особенной конкуренции за более чем десяток свободных блоков Южного Парса пока нет. Кроме того, американские нефтегазовые компании по-прежнему не намерены идти в Иран, пишет “Коммерсантъ”.

“Газпром” нацелен на реализацию в Иране экспортных газовых проектов на основе СПГ, тогда как Тегеран пока больше интересует удовлетворение внутреннего спроса. Так, газ с блока 11, в который вошла Total, предназначен для иранского рынка.

Кроме того, для “Газпрома” важно разделить риски, в том числе финансовые, так как инвестпрограмма компании до 2020 года и так очень велика, учитывая необходимость стройки газопровода “Сила Сибири” и Амурского ГПЗ для выполнения контракта с Китаем, а также Nord Stream-2 и “Турецкого потока” для обхода Украины. А найти проектное финансирование для СПГ-завода в Иране, учитывая настороженное отношение западных банков к стране и низкие текущие цены на СПГ, будет непросто.

«Новатэк» просит не повышать тарифы на сжиженный газ и газовый конденсат, как хочет РЖД

Предправления «Новатэка» Леонид Михельсон попросил вице-премьера Аркадия Дворковича не допустить роста железнодорожных тарифов на перевозку стабильного газового конденсата на 14,5% и сжиженного углеводородного газа на 12,2%. Это произойдет, если будут одобрены предложения РЖД унифицировать тариф на перевозку нефтяных грузов и индексировать плату за порожний пробег цистерн, говорится в его письме от 30 сентября, с которым ознакомились «Ведомости». Михельсон считает, что рост тарифов по этим грузам должен быть не более 4,5%, как предусмотрено приказом ФАС.

РЖД предложила дополнительно индексировать тарифы в 2017 г.: на контейнерные перевозки и перевозки в полувагонах грузов 1-го и 2-го классов – на 4,2%, грузов 3-го класса – на 2,2%, за порожний пробег – на 2,75%. А если такая мера не будет поддержана, то проиндексировать тариф за порожний пробег на 10%. Кроме того, монополия намерена поэтапно сблизить тарифы на перевозку нефтяных грузов вне зависимости от класса. Замминистра экономического развития Николай Подгузов в письме в ФАС от 5 ноября пишет, что предложения РЖД не поддерживает, а изменения в прейскуранте 10-01 приведут к увеличению доходных поступлений только в краткосрочном периоде. Например, при переводе бензина стабильного газового и дистиллята газового конденсата из I во II тарифный класс доходы компании в 2017 г. возрастут на 11,9 млрд руб. Для грузоотправителей указанных грузов тарифы увеличатся на 60–80%. «Предлагаемые изменения приведут к пересмотру параметров существующих и планируемых инвестпроектов, к возможному отказу от их реализации, что, безусловно, негативно отразится на объемах отгружаемой по железной дороге продукции», – заключает Михельсон. Минэкономразвития не против предусмотреть единый тариф на перевозку нефти и нефтеналивных грузов вне зависимости от класса при разработке новой тарифной системы, но только в новом прейскуранте 10-01. Предложения РЖД могут привести к росту тарифа для грузоотправителей в 2017 г. в среднем на 12%, говорится в письме руководителя ФАС Игоря Артемьева на имя Дворковича. Чиновник подтвердил содержание этих писем. ФАС считает «нецелесообразным компенсировать потери от оттока маржинальных грузов за счет повышенной индексации тарифов на оставшиеся грузы» и предлагает ограничиться повышением в среднем не более чем на 4% по всем видам грузов. Проект плана РЖД на 2017 г. предусматривает снижение экспортных перевозок нефтяных грузов в наиболее массовом сегменте II тарифного класса на 9%, говорится в письме. Стивидорные услуги, устанавливаемые в долларах, с 2014 г. выросли в 2,5 раза, услуги по предоставлению подвижного состава только в текущем году подорожали вдвое. Поэтому предлагаемое РЖД увеличение тарифной нагрузки на экспортеров может быть критичным, предупреждает Артемьев.

РФ не получала от Вьетнама отказ от совместного строительства АЭС

"Росатом" не комментирует появившиеся предположения о том, что правительство Вьетнама решило отказаться от плана строительства первой в стране АЭС "Ниньтхуан-1". Об этом "Российской газете" сообщили в пресс-службе российской корпорации. "Пока нет никакого правительственного решения вьетнамской стороны по этому поводу", - уточнили в "Росатоме".

Между тем Wall Street Journal сообщила о том, что правительство Вьетнама в ближайшие дни передаст свой план по отмене проекта Национальной ассамблее.

Напомним, что Национальная ассамблея Вьетнама в 2009 году ратифицировала план по строительству двух блоков АЭС, общей мощностью порядка 4 тысяч мегаватт в провинции Ниньтхуан. Для реализации проекта были выбраны "Росатом" и японская Japan Atomic Power. Строительство АЭС предполагалось завершить к 2020 году.

Дефицит по сценарию ОПЕК

Мировой рынок нефти может перейти от переизбытка к дефициту в 2017 году, если будут реализованы достигнутые странами ОПЕК в Алжире договоренности, согласно которым суммарный объем добычи стран картеля должен быть снижен до 32,5–33 млн барр. в сутки, прогнозирует МЭА в своем ноябрьском докладе. В то же время агентство признает, что если какие-либо из стран ОПЕК продолжат наращивать добычу, то на протяжении всего 2017 года избыток предложения на рынке сохранится и шансов на значительный рост нефтяных цен будет немного.

По данным ОПЕК, в октябре 2016 года мировая добыча нефти выросла по сравнению с октябрем прошлого года на 0,8 млн барр. в сутки. Несмотря на снижение добычи в странах, не входящих в ОПЕК, эффект от этого нивелируется продолжающимся ростом добычи в картеле — в октябре, по данным МЭА, она достигла рекордных 33,83 млн барр. в сутки, что на 1,3 млн барр. больше по сравнению с прошлым октябрем.

В рамках ОПЕК добыча растет уже пятый месяц подряд. МЭА отмечает восстановление роста добычи в Нигерии, Ливии, также рост добычи до рекордного уровня (4,59 млн барр. в сутки) в Ираке.

Агентство подчеркивает, что основным фактором влияния на восстановление баланса спроса и предложения на нефтяном рынке станет вне зависимости от ее исхода встреча ОПЕК в Вене, которая назначена на 30 ноября. В то же время МЭА указывает на рост добычи в странах-экспортерах, не входящих в картель, — России, Канаде, Казахстане, Бразилии. В 2017 году агентство прогнозирует рост добычи в этих странах на 0,5 млн барр. в сутки по сравнению со снижением на 0,9 млн барр. по итогам 2016 года.

В случае если договоренности об ограничении добычи 30 ноября будут достигнуты, Россия возьмет за «базу» ноябрьский уровень добычи. В октябре добыча нефти в России составила 11,2 млн барр. — максимум за последние 25 лет, напоминает «РБК daily».

Власти Британии отказываются санировать закрытые АЭС

На закрытых атомных станциях в различных регионах Великобритании остаются зараженные радиацией почва, щебень, обломки строительного мусора и металлических конструкций. Однако власти не планируют утилизировать отходы. Экологи критикуют экономию средств на здоровье населения, сообщает газета The Guardian.

Британское правительство подготовило поправки к закону от 1965 года, согласно которым старые АЭС должны быть выведены из-под контроля Агентства по ядерному регулированию. Чиновники полагают, что это позволит более быстрыми темпами продвигать программу по закрытию отработавших свой срок атомных станций. В настоящее время насчитывается семнадцать таких объектов. При этом меньше отходов необходимо будет транспортировать в места хранения, а вывод из эксплуатации будет намного дешевле.

Экологи настаивают на усиленном радиологическом контроле закрытых АЭС со стороны надзорных органов Службы общественного здравоохранения Великобритании. Власти не знают, что делать с радиоактивными отходами и не хотят заниматься этой проблемой, считают они.

"Правительство снимает с себя ответственность за атомные свалки с целью экономии средств, но это не уменьшает риска для людей. Вопрос о выведенных из оборота атомных станциях должен пройти публичное обсуждение", - полагает консультант по ядерной безопасности Джон Лардж.

Читайте также:

rss