Главная Новости

Артиллеристы на Главице или памятники войны на Дубравской Главице

Опубликовано: 25.10.2023

Если бы убийство наследника австро-венгерского престола Франца Фердинанда д'Эсте уже произошло 21 июня 1914 года, исполнилось бы ровно сто лет. Какой именно день? 21 июня 2014 года Братиславский район Дубравка и гражданские объединения «История без границ» и «Бункре» торжественно открыли первое из восьми известных артиллерийских укреплений на Дубравской Главице. Укрепления, строительства которых потребовала Первая мировая война.

Дубравска Главица — невысокий холм на окраине братиславского района Дубравка. Улица Брижицка проходит чуть ниже ее вершины, названной в честь соседнего с Дубравской Главицей субпика Брижит. Оно уже медленно исчезает под постоянно расширяющимся строительством семейных домов.

Ожидает ли такая же судьба и Дубравскую Главицу, трудно оценить. Однако, хотя это будет скорее лесистый холм, где обитают кабаны и косули, он, безусловно, также станет памятником 1914 и 1915 годам, когда здесь велась необычная строительная деятельность. Однако не из-за подготовки к строительству городских вилл и семейных домов. Он был построен ближе к дну, под землей. И строились военные укрепления.

Строим кафе

Идея строительства боевого укрепления в окрестностях Прешпорка возникла еще в начале 20 века. Ввод в эксплуатацию в 1890 году стационарного моста через Дунай — моста Франтишека Юзефа — стал большим испытанием для военных стратегов. Первые концепции защиты моста и его окрестностей появились в военном министерстве Австро-Венгрии еще в 1902 году. Через три года был подготовлен генеральный проект. Однако лишь ухудшение международной политической ситуации в 1911 году стало поводом для планирования обороны Вены в форме так называемой города-крепости, точнее плацдармы в городах Кремс, Тульн, Вена, Прешпорок, Комарно и Будапешт.

После полевой проверки, состоявшейся в начале лета в окрестностях Прешпорка, было подготовлено предложение, рекомендовавшее строительство боевых укреплений, так называемых кафе, на склонах Малых Карпат на линии: Девинска Кобыла, Дубравска Главица, Железна студничка, Камзик (автор предложения — генерал-майор армии в отставке Шквор). 23 августа 1914 года Военное министерство приказало начать фортификационные работы, руководство которыми было поручено «Управлению фортификационного строительства» (Befestigungbaudirektion), а 1 октября 1914 года число работающих на укреплении достигло наибольшая ее численность — до 6000 человек! Гарнизон укрепления в это время состоял из VIII. Территориальная бригада ополчения. Укрепление было завершено 1 октября 1915 года.

Пещеры, несомненно, представляют собой уникальный образец современного фортификационного строительства. Универсальной модели при строительстве не было. Пещеры, построенные на массиве Дубравска Главица, представляют собой даже укрытия тяжелого типа. Их строительство потребовало квалифицированного подхода специалистов в области военно-оборонительных сооружений, а также специалистов артиллерии, горного дела и географов. Первоначально пещеры включали в себя различные другие инженерные препятствия (колесные заграждения, пробки, баррикады, минные поля и т. д.), которые, однако, в большинстве своем были построены из временных материалов и не сохранились до наших дней. Точную дату и подробности основания кафе (пока) в архивной документации найти не удалось. Пока что можно отнести их строительство к периоду с 23 августа 1914 г. по 1 октября 1915 г. Пещеры, по-видимому, строились по тактическим указаниям командующего на этом участке обороны, которые, вероятно, определялись их архитектурное решение.

С большой вероятностью фортификационные работы проводились непосредственно под руководством высшего командования Австрийской горной армии, поскольку линия укрепленных кафе строилась по направлению ожидаемого движения войск противника на Вену. Пещеры, подобные тем, что были обнаружены в массиве Дубравска-Главице, были также обнаружены на склонах Хундсхаймер-Берге над австрийским городом Хайнбург. Учитывая финансовые возможности, был выбран самый прочный основной материал – простой бетон, армированный сталью. Раскопки проводились и в скальных массивах, используя твердый скальный массив в качестве места для строительства помещений, используемых для укрытия солдат, животных - лошадей или материалов.

Несмотря на то, что сегодня о пещерах упоминают в основном в связи с защитой моста Франтишека Юзефа, можно с уверенностью сказать, что участок укреплений в районе Прешпорка не был направлен на его защиту. Защита плацдарма обеспечивалась огневыми позициями артиллеристов и их кафе в районе холма Кенигсварт. Роль Прешпорских укреплений заключалась в защите дорог, ведущих в Вену и Моравию.

Технические параметры

О необычности этих строительных работ свидетельствуют и данные о глубине, на которую их приходилось возводить от поверхности земли, чтобы выдержать артиллерийский огонь следующих калибров:

Гранаты калибра до 210 мм – необходима глубина не менее 7 метров.

Гранаты калибра от 210 мм до 380 мм – необходима глубина не менее 9 метров.

Гранаты калибра от 380 до 420 мм – требуют глубины не менее 14 метров.

Пещеры стали одним из самых безопасных укрытий для живой силы и техники в горной местности. Философия этой фортификационной системы учитывала требование, чтобы минимально возможное количество кафе обеспечивало максимально возможное количество боевых и логистических задач и наилучшим образом защищало как можно больше людей и материальных средств от воздействия артиллерийских и воздушных атак. Как обычно на войнах, меняются люди, меняются обстоятельства. Укрепления основывались на технологических возможностях артиллерии на начало войны. Дальность работ на тот момент не превышала шести километров. Однако за короткое время это значение изменилось до девяти километров, и пещеры уже не отвечали потребностям того времени. Поэтому уже в 1916 году армия отказалась от их использования и даже передала их преимущественно бесплатно (иногда за 100 крон) землевладельцам.

Как их найти?

Сегодня эти «дыры», какими они могут показаться неосведомленным туристам, представляют собой уникальный памятник на территории Братиславы. Они являются уникальным доказательством технического решения в труднодоступной местности. Они были построены на крутых склонах. Их общее количество на Братиславской линии оценивается более чем в 50. Несколько десятков доступны и сохранились. Но правда в том, что у вас нет никакой надежды найти их без проводника. В данной статье рассказывается о трёх из них. Если вы решите их посетить, просто пройдите в верхний конец улицы Брижицкой. Спуститесь на обозначенную зеленым туристическую тропу и сверните на первую лесную тропу, отмеченную нестандартными желтыми знаками, отклоняющуюся влево. Примерно через 30 метров вы увидите слева неприметную тропинку, ведущую к травянистому лугу. Вот первый объект. Характерный входной портал построен из известняка, добытого в Штокерауском известняке.

Вы достигнете второго объекта, когда вернетесь на лесную тропу. Просто продолжайте идти прямо, и примерно через 10 минут вы будете у пункта назначения. Этот объект прошел процесс реставрации. Члены общественных объединений «История без границ» и «Бункре» раскопали наносную глину и подготовили ее реконструкцию по форме 1915 года. Сегодня деревянная облицовка входной траншеи уже не отсутствует, а интерьер планируется реконструировать, добавив простые деревянные мебель.

Сделать доступными все объекты (из одиннадцати, которые, вероятно, были построены, пока найдено восемь), вероятно, не удастся и в будущем. В одном из зданий произошло частичное обрушение на выходе из забетонированного подъездного коридора, одно из зданий завалено строительным мусором, а в одном случае внутренние помещения были затоплены. Все объекты должны быть связаны образовательной тропой с информационными панелями. Целью гражданского объединения «История без границ» является установление трансграничного сотрудничества с австрийскими городами и поселками, расположенными вблизи укреплений такого типа. В сотрудничестве с ними, а также с волонтерами, работавшими над спасением Петржалских бункеров межвоенного периода, построить Великую военную дорогу, которая соединила бы культурные и исторические цели австрийско-словацких и, возможно, также австрийско-словацких- Венгерское приграничье. Если все действительно пойдет хорошо, открытие Великой военной дороги должно быть готово к 2018 году, к 100-летию окончания Первой мировой войны.

Поэтому Братислава может гордиться тем, что является одним из немногих городов Европы – к ним относятся, например, итальянские Доломиты, французский Верден или некоторые места в Словении возле реки Соча, где есть памятники первого глобального военного конфликта. Если этим местам удастся восстановить первоначальный вид, как это удалось сделать военному кладбищу в Братиславе-Копчанах, нам действительно будет чем гордиться.

rss