Главная Новости

Александр Речинский: Хорошие студенты нужны всем

Опубликовано: 06.09.2018

Александр Витальевич, расскажите, пожалуйста, как вы пришли в Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого? 

С Политехническим университетом связана большая часть моей жизни. Я пришел сюда сразу после школы – в 1983 году.

Учился на факультете технической кибернетики, получил диплом, остался по распределению работать на кафедре, был младшим научным сотрудником. А потом постепенно стал продвигаться, как сейчас говорят, по карьерной лестнице: занимался преподавательской работой, проводил занятия в межотраслевом институте повышения квалификации, который входил в структуру нашего университета.

Сейчас налаженное и эффективное взаимодействие с предприятиями является одной из важнейших тенденций развития вуза

Затем  стал заместителем декана специального факультета СПбПУ, который специализировался на дополнительном профессиональном образовании и повышении квалификации. Получил второе высшее образование в области экономики.

Когда в структуре вуза появился факультет переподготовки специалистов, я был назначен на должность его директора. Затем в 2004 году был назначен директором Института государственного управления и информатизации.

В 2007 году, когда Политех вошел в число университетов, реализующих программу инновационного развития, я возглавил это направление работы уже как проректор по инновационной деятельности. Сегодня я работаю проректором по экономике и финансам. 

За то время, которое вы работаете в университете, в его «биографии» произошло множество изменений. Каков, с вашей точки зрения, современный Политех?

Изменений много, так что современный Политех совсем не тот вуз, каким он был 10 или 20 лет назад.

Нашему вузу досталось «богатство» старой системы образования, но если мы хотим быть, как сейчас модно говорить «в тренде», то надо перестраивать, соответствовать требованиям рынка. Так что университет расширяется, развивается, идет вперед.

Сегодня мы понимаем его место на образовательном рынке в новых экономических условиях, работаем над тем, чтобы наши выпускники были востребованными и квалифицированными специалистами.

Если раньше вузы были более или менее обособленными структурами, то сейчас это невозможно, нужен синергетический эффект. Поэтому Политех является частью  цепи: абитуриенты – студенты – выпускники – предприятия. Проще говоря, у нас есть контакты как со школами, так и с предприятиями, на которые отправятся работать наши выпускники.

Сейчас налаженное и эффективное взаимодействие с предприятиями является одной из важнейших тенденций развития вуза. 

Это новый тренд или такой опыт уже был?

Это новый взгляд на тот опыт, который в стране уже был, скажем так. Еще когда я сам учился в Политехе, то с 4 курса на кафедре занимался научно-исследовательской работой (тогда каждая сильная кафедра имела определенный объем НИРовских договоров с предприятиями). Не уверен, что я смог сделать что-то очень важное для предприятия, но зато получил бесценный практический опыт – помимо курса теоретических знаний и практики лабораторных работ. С таким «багажом» знаний и тогда, и сегодня проще выйти на рынок труда.

Так что тот факт, что у нашего вуза все больше успешных контактов с разными предприятиями и все больше создается на них базовых кафедр, несомненно, положительный. 

Чем сейчас живет университет? Какие проекты реализуются? 

Проектов много – и образовательных, и научных, и творческих. И лично меня радует, что все они реализуются одновременно. Я считаю, что вуз – это не только то место, где студенты получают знания, это нечто большее.

Когда студент понимает, что он может найти в вузе интересную область деятельности, гармонично развиваться, принимать участие в научных проектах, творчески расти как личность – закладывается своего рода фундамент для развития настоящих, разносторонне подготовленных специалистов, не ограниченных формально той или иной областью знаний.

То есть вы делаете ставку на междисциплинарную подготовку?

Да. И на воспитание молодых людей. В вуз они приходят в совсем юном возрасте, в 17-18 лет, у нас они развиваются, формируются – поэтому, помимо знаний, мы стараемся закладывать определенные модели поведения, взаимодействия в коллективе, отношения к жизни. 

rss